Сочинение-рассуждение по русскому языку ОГЭ 2018

Сочинение-рассуждение по русскому языку ОГЭ 2018

В ОГЭ по русскому языку, несомненно, остается творческая часть. Ученикам предлагается на выбор три темы, на одну из которых надо написать  сочинение-рассуждение  с опорой на прочитанный в варианте текст.

Объем сочинения-рассуждения должен составлять не менее 70 слов, но советуем не полениться и написать около 90-100 слов, чтобы избежать случая, когда служебные части речи не засчитываются. Наивысший балл, который можно получить за творческую часть ОГЭ – 9. Следует отметить тот факт, что грамотность сочинения оценивается совместно с грамотностью написанного в начале экзамена изложения. Максимальное количество баллов, которые экзаменуемый может набрать за грамотность  – 6 баллов.

Если ученик набирает  меньше 4 баллов за грамотность, он получает оценку «3».  Как только вы выберете одну из трех предложенных тем для написания сочинения-рассуждения и оформите черновик, обратите особое внимание на грамотность не только своего сочинения, но и изложения.

Хотим обратить ваше внимание на то, что в УЦ «Годограф» вы можете записаться к репетиторам, специализирующимся на подготовке к ОГЭ по русскому языку учеников девятых, десятых и одиннадцатых классов. Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Критерии оценивания сочинения ОГЭ 2018

Критерии Пояснение к оцениванию Баллы
ГК1. Соблюдение

орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки 2
Допущены 2-3 ошибки 1
Допущены 4 ошибки и более 0
ГК2. Соблюдение

пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущены 3-4 ошибки 1
Допущены 5 ошибки и более 0
ГК3. Соблюдение

грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 2
Допущены 2 ошибки 1
Допущены 3 ошибки и более 0
ГК4. Соблюдение

речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущены 3-4 ошибки 1
Допущены 5 ошибки и более 0

Сочинение 15.1 в ОГЭ по русскому языку 2018

Первый тип сочинения – это сочинение на лингвистическую тему. Вам необходимо раскрыть смысл того или иного высказывания известного ученого и прокомментировать его слова, приведя для доказательства данного тезиса 2 примера-аргумента из прочитанного текста. На самом деле эта работа не так страшна, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, надо уметь четко определять части речи, знать правила пунктуации, знать средства речевой выразительности.

Весь этот материал учащемуся дается за период школьного обучения, поэтому перед экзаменом нужно просто повторить правила русского языка. Подготовка к сочинению в ОГЭ по русскому языку занимает большое количество времени.

Правило написания сочинения 15.1 в ОГЭ 

Для начала внимательно читаем  высказывание и своими словами объясняем  его смысл.  Затем определяем, какие языковые средства или единицы  нам следует искать в предложенном тексте. Например, если в высказывании идет речь о причастиях, то именно их мы будем приводить в качестве аргументов. Поэтому мы ищем эти примеры и определяем их роль в тексте или предложении.

План сочинения 15.1

Традиционно учащимся рекомендуется писать план сочинения-рассуждения.  Для выполнения задания 15.1 лучше всего использовать следующий план:

  1. Вступление. Здесь выдвигается основной тезис (основная идея, заложенная в высказывании ученого) и пишется краткий комментарий к этому тезису своими словами.
  2. Основная часть – поиск примеров-аргументов из текста. Выбираем две единицы и объясняем, почему именно они могут пояснить точку зрения ученого:Первый пример и его роль в прочитанном текстеВторой пример и его роль в прочитанном тексте.
  3. Вывод. В этой части сочинения подводим итог нашим рассуждениям и объясняем позицию ученого, опираясь уже на приведенные нами аргументы.

Критерии оценивания задания 15.1 в ОГЭ по русскому языку

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет. 2
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена однафактическая ошибка, связанная с пониманием текста 1
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3
Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, но не указал или роли в тексте или указал роль в тексте одного из аргументов или привел один пример-аргумент из текста и указал  его роль  в тексте 2
Экзаменуемый привел пример из текста, не указав его роли 1
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью сочинения. Отсутствуют логические ошибки, соблюдено абзацное членение. Последовательность изложения не нарушена 2
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью сочинения, но допущена одна логическая ошибка или просматривается одно нарушение абзацного членения 1
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет, но допущена одна ошибка в построении текста 1
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 9

Сочинение 15.2 в ОГЭ по русскому языку 2018

Второй тип — это сочинение-рассуждение, где вы объясняете  смысл одного предложения, взятого из прочитанного текста.  Причем, если вы хотите получить высший балл, необходимо  привести два аргумента для подтверждения своего рассуждения из этого же текста. Если ученик не справляется с заданием, то он может обратиться к жизненному опыту. При написании сочинения рекомендуется применять  цитирование, косвенную речь, где вы своими словами передаете содержание того или иного предложения. Не забывайте о том, что ни в коем случае нельзя пересказывать весь текст. В сочинении обязательно надо указывать номера предложений, с которыми вы работаете.

План сочинения 15.2 по русскому языку 2018

  1. Вступление. Приводим  высказывание, данное для анализа, и  пишем собственное понимание этой фразы из текста.
  2. Аргументы для пояснения фразы, найденные вами в тексте:Первый пример из текста (приводим цитату или формулируем своими словами и пишем, как это соотносится с начальным высказыванием)Второй пример из текста (так же работаем со вторым аргументом из текста).
  3. Вывод.

Критерии оценивания сочинения 15.2 в ОГЭ 2018

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста(15.2) Баллы
Понимание смысла фрагмента текста
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет 2
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации 1
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привел из текста один пример-аргумент, который объясняет содержания фрагмента 3
Экзаменуемый привел 1 аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привел аргумент(ы) не из прочитанного текста 1
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Отсутствуют логические ошибки, соблюдено абзацное членение. Последовательность изложения не нарушена 2
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, но допущена одна логическая ошибка или просматривается одно нарушение абзацного членения 1
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и

последовательностью изложения,

но допущена одна логическая ошибка,

и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 9

Сочинение 15.3 в ОГЭ по русскому языку 2018

В этом  задании от экзаменуемого требуется дать толкование предложенного понятия, жизненного явления. Здесь необходимо, так же как и в других заданиях по написанию сочинения, привести 2 аргумента, доказывающих ваше мнение. Причем один аргумент – это пример из прочитанного текста, второй – это пример из вашего жизненного опыта.

Прежде всего, обратите внимание на предложенное понятие, тщательно продумайте определение, которое вы будете ему давать. Можно перечислить основные признаки, которые составляют суть понятия. Например: доброта – это стремление помочь людям, желание сделать что-то хорошее для другого. Также можно перечислить понятия, близкие к предложенному.  Доброта – это забота, внимание, чуткость. При определении смысла понятия постарайтесь вспомнить случаи и ситуации, в которых проявляется это свойство человека, эта черта характера.

Затем обратитесь к тексту, где найдете подтверждение своей точки зрения. Здесь будет уместно как цитирование, так и косвенная речь.  Затем приведите пример из жизненного опыта. Не надо рассказывать свою долгую и интересную историю с мельчайшими подробностями. От вас требуется всего лишь кратко привести пример, который будет хорошей иллюстрацией для объяснения смысла данного вам понятия.

План сочинения 15.3 в ОГЭ 2018

  1. Вступление.Указанное в задании понятие и ваше толкование этого понятия.
  2. Основная часть — подбор аргументов для объяснения понятия или явления:Пример из текста (процитированный или сформулированный своими словами)Пример из жизни (короткая жизненная ситуация).
  3. Вывод.

Критерии оценивания сочинения 15.3 по русскому языку 2018

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста(15.3) Баллы
Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его 1
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента: один – из прочитанного текста, другой – из жизненного опыта 2
Экзаменуемый привел 1 аргумент  не из прочитанного текста 1
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью сочинения. Отсутствуют логические ошибки, соблюдено абзацное членение. Последовательность изложения не нарушена 2
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью сочинения, но допущена одна логическая ошибка или просматривается одно нарушение абзацного членения 1
Композиционная стройность работы
Работа экзаменуемого характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и

последовательностью изложения,

но допущена одна логическая ошибка,

и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 9
Годограф
пер. Васнецова, д.9с2, 5 этаж Росийская Федерация, г. Москва +7 (495) 970-99-66

Как не потерять баллы на ЕГЭ или ОГЭ?

Выбирите удобный способ для получения PDF инструкции