Рынок в ЕГЭ по обществознанию
Что такое рынок?
Рынок – совокупность экономических отношений в интересах организации, обмен между производителями и потребителями. Выделяют несколько типов конкурентных отношений на рынке: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия, монопсония.
Функции рынка в обществознании
1. Информационная функция
Даёт участникам рынка информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2. Функция посредничества
Рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
3. Функция ценообразования
Цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции; (Во всех ли экономиках будет проявляться данная функция? – в командной не будет, т.к. цены определяются государством)
4. Регулирующая функция
Рынок приводит в равновесие спрос и предложение: через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике;
5. Стимулирующая функция
Рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
6. Санирующая (оздоравливающая) функция
Выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееВиды рынков в обществознании
Рынки можно классифицировать по различным основаниям:
- по территориальному охвату выделяют местные, региональные и национальные рынки;
- по объекту обмена выделяют рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок средств производства, финансовый рынок и рынок интеллектуальной собственности;
- по типу конкурентных отношений выделяют:
Совершенная конкуренция
Множество продавцов и покупателей, из которых ни один не может повлиять на рыночную ситуацию; реализуется однородная продукция; все участники обладают одинаковой информацией о рынке; отсутствуют барьеры для входа на рынок и ухода с него. Рынок сельхозпродукции; уличная торговля; парикмахерские услуги и т.д.
Монополистическая конкуренция
Все черты совершенной конкуренции – за исключением одного: продавцы торгуют уникальной продукцией, обладая монополией на собственный товар или услугу. Это достигается за счет особого сервиса, престижности бренда, уникальных качеств товара и т.д. Рынок смартфонов; ресторанный бизнес; дизайнерская одежда; автомобилестроение и т.д.
Олигополия
Рынок полностью поделен между несколькими (3-5) корпорациями, которые в силу высокой затратности производства / жесткой ограниченности какого-либо ресурса оказываются единственными, кто способен остаться «на плаву» – например, за счет «эффекта масштаба». Поэтому для других фирм существуют барьеры для входа на рынок. Самолетостроение; рынок мобильных операторов; рынок нефти и другого сырья и т.д.
Чистая монополия
Только один продавец, полностью контролирующий цены и количество продукции; товары-заменители отсутствуют; вход в отрасль практически невозможен из-за слишком больших затрат или особенностей законодательства. Государственные монополии: РЖД, Газпром, Московский метрополитен и др.
Монопсония
Ситуация зеркальная монополии: на рынке действует множество продавцов и всего один покупатель, полностью контролирующий спрос. Рынок труда; рынок госзакупок; Роскосмос; Минобороны и др.
Рынок в ЕГЭ по обществознанию: задания по теме
Выберите верные суждения о видах рыночной конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
- С точки зрения интересов общества, монополия имеет только недостатки
- Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию
- Олигополией называют ситуацию раздела рынка несколькими крупными рынками
- Монополистическая конкуренция — это идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения
- Монопсонией называют такой вид монополии, при котором монополистом является не продавец, а покупатель
Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Конкуренция между производителями выступает регулятором хозяйства во всех экономических системах.
- В условиях рынка конкуренция ведет к снижению издержек производства.
- Одним из последствий конкуренции является разорение части производителей.
- Главным видом конкуренции в условиях рынка является конкуренция потребителей за лучшие товары и услуги.
- Конкуренция стимулирует рост производительности труда
Ответы:
- 235;
- 235.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое религия? РЕЛИГИЯ (лат. «воссоединение») – компонент духовной жизни общества, охватывающий взаимодействие людей с областью священного, сакрального, т.е. не относящегося к этому миру. Религия как социальный феномен включает…
Какие есть виды деятельности? Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство каких-либо благ, а сам процесс – развлечение. Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком…