Теория вероятностей ЕГЭ
Что такое теория вероятности из ЕГЭ по математике?
Теория вероятностей – это раздел математики, изучающий случайные события и величины, а также их свойства и различные арифметические операции над ними. Вероятность показывает количественную оценку возможности наступления некоторого события.
Классическое определение вероятности – подготовка к ЕГЭ по теории вероятностей
По сути, все задачи первой группы из ЕГЭ по теории вероятности являются чем-то вроде: «В ящике лежит 4 шара, один из них черный. Какова вероятность с первого раза случайно вытащить черный шар?». То есть вероятность события есть отношение благоприятного числа исходов к общему числу исходов.
Посмотрим, как решаются задания 1–11 из практикума.
В 4 номере число благоприятных исходов подсчитывается перебором, а случаи 3–5 и 5–3 (кол-во очков на костях) — исходы разные, и считать их нужно отдельно. Общее же число исходов быстрее посчитать не перебором, а 6*6 — на каждый из 6 вариантов на первой кости приходится по 6 вариантов на второй. Вещи это довольно простые, но обсудить их хотя бы один раз стоит.
Приступая к 11 задаче, стоит иметь в виду, что иногда условие задачи можно переформулировать более наглядным для себя образом, если суть происходящего не меняется. Эту же самую задачу можно представить так:
«Пусть за круглый стол с 9 стульями садятся 2 девочки. Мальчиков нет вообще. Сначала заходит одна девочка и садится на произвольное место. Потом заходит вторая и садится на произвольное место из свободных. Какова вероятность, что она сядет рядом?».
При такой формулировке любой ученик сможет посчитать, что осталось свободных 8 мест, только 2 из них подходящие — рядом с первой девочкой, и разделить 2 на 8.
Были ли мальчики, или нет, заходили девочки одновременно, или по очереди, и если по очереди, то место, куда села первая девочка — это всё не имеет значения. Важно лишь то, что было 9 мест и 2 девочки. Иногда такой подход, подобное «переформулирование» задачи заметно упрощает процесс умозрительного представления и решения.
Достаточно распространен немного более усложненный вариант этой же задачи. «Есть 4 комнаты по 4 стула в каждой, 16 человек рассаживают по стульям, какова вероятность двум близнецам оказаться в одной комнате?» Аналогично, представляем, что человек не 16, а всего 2 — наши близнецы, и мы запускаем их по очереди. Первый садится куда-то, куда — не важно. Важно то, что, когда второй пойдет садиться на какой-то стул, «подходящих» стульев будет 3 (в комнате с первым близнецом), а всего свободных — 15.
«Хотя бы один из»
Номер 17 — задача, в которой надо найти вероятность того, что «хотя бы одно из…» Задачи с такой постановкой условия решаются двумя способами:
- Решение с помощью формулы теоремы 2, решение «в лоб» – оправдывает себя только в случае двух событий.
- Решение через противоположное событие – незаменимо в случае трех и более событий; не подходит, если события несовместны или зависимы.
Давайте пойдем методом от противного и возьмем обратное утверждение к «хотя бы одна лампа не перегорит». Неправильно – «хотя бы одна лампа перегорит», но правильно – «перегорят все». То есть перегорит первая, и вторая, и третья, если бы она была по условию задачи — а это уже произведение событий, притом обратных.
Итак, P (A + B + C) = 1 – P (Ā * Ḃ * Ć) — формула, справедливая для любого (можно и больше трех) числа событий. Не обязательно знать формулу, важно понимать сам принцип, который формула отображает.
На примере номера 16 разбираем оба способа решения. Оба способа очень важны, так как в случае несовместных или зависимых событий второй способ не действителен.
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееТеория вероятности ЕГЭ решения задач: теоремы о вероятностях
Введем немного терминологии:
- События независимы, если наступление одного их них не изменяет вероятность наступления другого. Интуитивно знакомое понятие и без математической строгости.
- События совместны, если (здесь скажем простым языком) они могут произойти оба, одновременно. Например, падение двух монет орлом вверх — совместные события. Но падение одной монеты орлом вверх и орлом вниз — события, очевидно, несовместные.
События называются противоположными, если они несовместны и сумма их вероятностей равна 1. Простым языком: если событие А — «кое-что произошло», то Ā — то же самое не произошло. P (Ā) = 1 – P (A).
Произведением событий А и В называется событие АВ, заключающееся в том, что произошли оба события одновременно: и А, и В.
Теорема 1: если события А и В независимы и совместны, то P (AB) = P(A) * P(B)
То есть, вероятность произведения есть произведение вероятностей.
Суммой событий А и В называется событие А+В, заключающееся в том, что произошло хотя бы одно из событий А и В.
Теорема 2: вероятность суммы событий есть сумма вероятностей за вычетом вероятности из произведения P (A+B) = P(A) + P (B) – P (AB).
Для несовместных событий, очевидно, P (AB) = 0. Случаи, когда события совместны, но зависимы, бывают в задании 4 крайне редко, и в подобных номерах недостающая информация, как правило, известна из условия.
За исключением еще одного момента, это, в принципе, вся теория, которую необходимо знать, но её надо знать четко, так как она требуется в каждой второй задаче задания 4.
Теория вероятности ЕГЭ 2024 – дерево событий
Рассмотрим на примере. Случайно выбранное стекло (на рынке) может оказаться продукцией первой фабрики (45%), или второй (55%) с определенной вероятностью быть бракованным в первом и во втором случае. Условие можно представить в виде схемы («дерева»), включающей в себя все возможные исходы.
Нарисовав такую схему, легко считать конечные вероятности. Если спрашивается вероятность того, что случайно купленное стекло окажется бракованным, то нам «подходят» два конечных исхода:
- Стекло произведено на первой фабрике и браковано, вероятность такого исхода 0,45 * 0,03 = 0,0135;
- Стекло произведено на второй фабрике и браковано, вероятность 0,55 * 0,01 = 0,0055.
Значит, стекло окажется бракованным с вероятностью 0,019.
События «случайное стекло произведено на первой фабрике» и «случайное стекло, произведенное на первой фабрике, браковано» — совместны и независимы, поэтому их вероятности мы перемножили для того, чтобы найти вероятность события «стекло будет произведено на первой фабрике и окажется бракованным». А вот конечные исходы мы просто сложили, так как события, очевидно, несовместны (стекло произведено только на какой-то одной фабрике) и подходят нам оба, т.е. случай «хотя бы один из».
Важные уточнения к решению задач ЕГЭ на теорию вероятности
Во-первых, метод хорошо работает и в случае постановки условия «наоборот», когда, скажем, была бы известна вероятность приобрести в магазине бракованное стекло, но не было бы известно, как много производят первая и вторая фабрика (в процентном соотношении). Тогда вместо 45% и 55% на нашей схеме были бы неизвестные и , через которые мы бы выразили известную вероятность брака случайного стекла.
Во-вторых, к подобной задаче можно рисовать, как правило, не одну блок-схему. Ниже приведен пример того, как иначе, неправильно, можно было бы изобразить условие номера 27.
В этом варианте, казалось бы, тоже перебраны все конечные исходы, но для такой блок-схемы у нас нет данных: условие сформулировано таким образом, что вероятности мы можем выписать именно для первой блок-схемы.
Иногда не совсем очевидно, как именно рисовать блок-схему, поэтому вот вам универсальный совет: если вы нарисовали схему и видите, что ваше условие, ваши вероятности к ней не подходят — просто нарисуйте ее иным способом. Существует как минимум два способа изображения условия.
Примеры задач и решения ЕГЭ по теории вероятности
Теория вероятности ЕГЭ задания 4 и 5 можно условно разделить на 2 группы:
- Задачи, базирующиеся на самом определении вероятности;
- Задачи, требующие знаний об операциях сложения и умножения вероятностей.
Классическое определение вероятности
Задача 1
На экзамен вынесено 60 вопросов, Андрей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадется выученный вопрос.
Ответ: 0,95
Задача 2
В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 2 красных, 9 желтых и 4 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси.
Ответ: 0,6
Теоремы на сложение и умножение вероятностей
Задача 1
Вероятность того, что батарейка бракованная, равна 0,02. Покупатель в магазине выбирает случайную упаковку, в которой две таких батарейки. Найдите вероятность того, что обе батарейки окажутся исправными.
Ответ: 0,9604
Задача 2
На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект. При контроле качества продукции выявляется 90% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов. Ответ округлите до сотых.
Ответ: 0,99
Ответы на часто задаваемые вопросы
Как решаются квадратные уравнения из ЕГЭ? Квадратные уравнения – это уравнения вида ax2 + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b…
Что такое теория вероятности из ЕГЭ по математике? Теория вероятностей – это раздел математики, изучающий случайные события и величины, а также их свойства и различные арифметические операции над ними. Вероятность…