Спрос в ЕГЭ по обществознанию
Что такое макроэкономика и микроэкономика?
Экономику принято делить на макроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономика изучает хозяйство страны в целом, в то время как микроэкономика – это наука о конкретных фирмах и потребителях, которым и будет посвящено данное занятие.
Механизм ценообразования
Рыночную экономику движет взаимодействие продавцов и покупателей, и ключом для понимания этого взаимодействия служит механизм ценообразования.
Ни одна экономическая система не может производить столько благ, сколько необходимо для удовлетворения всех потребностей людей: в рыночной экономике именно цены выполняют ограничительную функцию, позволяя избежать огромного количества конфликтов при распределении благ (вопрос группе: проиллюстрируйте примером ограничительную функцию цен).
В общем виде работает это так: при дефиците какого-либо товара его цена повышается, что сокращает количество желающих его потреблять. В то же время, снижение цены, напротив, побуждает людей покупать товар – и, тем самым, сокращать излишки производства. Желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте экономисты называют спросом.
Спрос в ЕГЭ по обществознанию
Экономический закон спроса гласит: чем ниже цена товара, тем больше людей на рынке согласны его покупать – иными словами, тем выше спрос на него. Для наглядности принято иллюстрировать этот закон графически – кривой спроса.
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееКривая спроса
P – price (цена), Q – quantity (количество), D – demand (спрос), S – suggestion (предложение).
На графике изображен пример кривой спроса на смартфоны Q (d) в небольшом городе N-ской области. Как видим, совсем небольшое количество жителей провинциального городка могут позволить себе дорогостоящую технику (точка D1), большинство же считает нецелесообразным тратить большие суммы на еще один мобильник с кучей ненужных функций (D3). Однако, со временем ситуация на рынке может измениться – при этом как в худшую, так и в лучшую стороны: Если кривая смещается вправо, то спрос растёт, если влево – то падает.
Существуют ценовые и неценовые факторы, влияющие на динамику спроса.
Неценовыми факторами называют такие факторы, влияющие на спрос и предложение, которые не зависят непосредственно от самой цены товара.
Неценовые факторы спроса в обществознании
Цены на товары-заменители
В нашем примере товарами-заменителями смартфонов могут стать планшетные компьютеры – снижение цен на них приведет к падению спроса на смартфоны, так как потребители, возможно, предпочтут приобрести два недорогих гаджета вместо одного за ту же цену. Тогда кривая спроса на смартфоны сместится влево – из положения Q1 (d) в положение Q (d).
Цены на дополняющие товары
В нашем примере дополняющим товаром к смартфону могут быть мобильные услуги высокоскоростного 4G-интернета: соответственно, удешевление услуг сетей 4G вызовет рост спроса на смартфоны, поддерживающих такую функцию: кривая спроса на смартфоны сместится вправо – из положения Q (d) в положение Q1 (d). Подорожание услуг мобильных операторов вызовет обратную ситуацию – падение спроса. Другими примерами могут служить: автомобили и бензин; электрогитары и усилители; принтеры и картриджи и т.д.
Климатические или сезонные изменения
Известно, что продажи смартфонов растут в декабре – как правило, это связано с подготовкой людей к новогодним праздникам: кто не был бы рад получить современный смартфон в подарок на Новый год? В этой ситуации спрос опять же вырастет: кривая сместится из положения Q (d) в положение Q1 (d). Есть также примеры товаров, спрос на которые напрямую зависит от времени года: шубы, лыжи, коньки, купальники, солнечные очки и т.д.
Изменение доходов
Возможности людей покупать напрямую зависят от размеров их доходов: поэтому экономический кризис, ведущий к снижению реальных зарплат и росту безработицы, наверняка вынудит людей экономить. В нашем примере потребителям, переживающим трудные времена, придется потерпеть еще какое-то время, обходясь относительно устаревшей техникой: кривая спроса на новые смартфоны сместится из положения Q1 (d) в положение Q (d).
Изменения в стиле, вкусах, привычках
Мало кто помнит, что первые сенсорные телефоны компания Nokia начала выпускать еще в 2003 году; однако повсеместное распространение этой технологии связано именно с модой на смартфоны Apple, за которыми конкуренты стремятся угнаться по сей день. Сегодня модель смартфона – это показатель престижа его владельца: в связи с этим спрос на рынке высоко функциональных телефонов значительно вырос за последние несколько лет – кривая сместилась из положения Q (d) в положение Q1 (d).
Перспективные ожидания
Предположим, кто на валютной бирже курс рубля по отношению к доллару снова упал. Так как на российском рынке реализуются, в подавляющем большинстве, иностранные модели смартфонов, то в перспективе их цена непременно вырастет. Рационально мыслящие люди не станут дожидаться этого момента и предпочтут совершить покупку нового телефона сейчас: кривая спроса сместится из положения Q (d) в положение Q1 (d).
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое социальная стратификация и дифференциация? Социальная дифференциация – разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав и обязанностей, престижа и влияния. Социальное…
Что такое социальная мобильность? Социальная мобильность – это любое изменение социального положения индивида. Социальная мобильность бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей, индивидуальной и групповой. Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность…