Социальная динамика ЕГЭ по обществознанию
Что такое социальная динамика?
Социальная динамика – это переход социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых функций, свойств, отношений; качественные и/или количественные изменения в структуре общества. Направление социальной динамики – это то, в какую сторону движется развитие общества, а форма социальной динамики – это то, каким именно способом происходят данные изменения.
Как люди понимали общественное развитие в разные исторические эпохи?
- Античность: древние греки и римляне считали, что общество развивается циклично – каждое событие и явление, каждый процесс обязательно повторяется спустя какое-то время.
- Средневековье: в Средневековье под влиянием христианства сложилось представление о линейном развитии общества, которое, как и человек, рождается, взрослеет и умирает.
- Новое время: в данный период общественное развитие рассматривается как постоянный прогресс – с каждым последующим столетием или даже годом общество и населяющие его индивиды становятся всё более высокоразвитыми и сложными в своём устройстве. Границы прогресса не обозначены, однако, присутствует понимание его противоречивости, что можно проследить по различным утопиям, появляющимся именно в Новое время.
- Современность: в наши дни общество непрерывно эволюционирует, однако, эволюция эта заключается далеко не только в одном прогрессе. Общественное развитие рассматривается как крайне противоречивое, неравномерное и нелинейное, точнее не только линейное. Так одни элементы общества могут прогрессировать, а другие одновременно регрессировать или находиться в состоянии застоя.
Выделяют 3 основных направления социального развития
Прогресс
Направление общественного развития, результаты которого оцениваются позитивно в соответствии с заданными критериями; направление общественного развития от простого к сложному, от низших форм к высшим. Естественно, что эти критерии варьируются от общества к обществу, которые находятся в различных исторических и культурных рамках. Они могут меняться даже внутри одного общества – с точки зрения различных социальных групп одно и то же явление может быть оценено как положительно, так и отрицательно.
В роли универсального критерия прогресса выступали самые разнообразные основания для сравнения: уровень благосостояния общества, его научно-технический потенциал, степень развития демократических институтов власти и т.д. В современном обществознании в качестве такого критерия принимается гуманистический, т.е. степень свободы для самореализации каждого человека в социуме.
Так как прогресс явление противоречивое, на разных стадиях исторического развития формулировались ведущими историческими личностями различные критерии прогресса.
Критерии прогресса:
- просветители Анн Тюрго и Мари Кондорсе (оба мужчины) основными критериями прогресса считали уровень развития человеческого разума и степень распространённости в обществе идей просвещения;
- Карл Маркс в качестве признака прогрессивного общественного развития принимал факт перехода от одной формации к другой, а так же уровень развития производительных сил в обществе;
- представители утопического социализма, такие как Анри де Сен-Симон, прогрессивным считали развитие в обществе нравственных ценностей;
- в немецкой классической философии, в частности в учении Георга Гегеля, единицей измерения степени прогрессивности общества считался уровень сознания свободы каждым индивидом, живущим в это обществе.
Регресс
Противоположное прогрессу направление общественного развития, т.е. то, которое оценивается негативно в соответствии заданными критериями; направление общественного развития от сложного к простому, от более высших форм к низшим. Можно использовать синоним – деградация.
Стагнация
Некоторые социологи также иногда выделяют третье направление общественного развития в виде стагнации – очень медленного развития общества, оценить направление которого крайне сложно, т.к. уровень и скорость общественного развития практически близка к нулю. Как синоним данного термина используют «застой».
Таким образом, общественное развитие в целом носит противоречивый характер.
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееФормы социальной динамики – теория для ЕГЭ по обществознанию
От направлений социальной динамики необходимо отличать формы социальной динамики.
Форма социальной динамики – это характеристика скорости и масштаба изменений, которые претерпевает общество.
Обратите внимание! Направление социальной динамики – это то, в какую сторону движется развитие общества, а форма социальной динамики – это то, каким именно способом происходят данные изменения.
Формы социальной динамики – теория для ЕГЭ:
1. Эволюция
Процесс естественного развития общества в результате постепенного накопления изменений во всех его сферах и институтах.
Эволюция общества происходит в результате действия механизмов его роста, социальной дифференциации и социальной интеграции.
Рост – это увеличение количества элементов общества за счет демографических процессов рождаемости и смертности, а также миграции населения.
Социальная дифференциация проявляется в увеличении разнообразия социальных элементов и возникновении качественных отличий одних групп людей от других. Например, этническая дифференциация, социальное неравенство и др.
Социальная интеграция – это усиление взаимозависимости различных элементов общества друг от друга, служащее его сплочению и солидарности. Самым ярким примером здесь служит разделение труда, являющееся результатом профессиональной дифференциации населения. С одной стороны, повышается общая производительность труда; с другой же, развивается узкая специализация людей, приводящая к тому, что индивид не способен самостоятельно удовлетворить все свои базовые потребности.
2. Революция
Форма социальной динамики, которая характеризуется качественными и количественными, кардинальными и резкими изменениями во всех сферах жизни общества в результате целенаправленного, зачастую насильственного вмешательства в его жизнедеятельность.
Социальные революции не ограничиваются и отнюдь не всегда начинаются с революций политических (насильственного захвата власти какими-либо группами). Революции всегда имеют множество предпосылок социально- экономического и духовного характера. Социальные революции начинаются в одной сфере общества, но провоцируют переустройство всех остальных и даже иногда захватывают другие общества. Лучше всего это положение можно раскрыть на примере промышленной революции, начавшейся в Англии в XVIII в. и последовавшими за ней изменениями в экономических, политических и духовных институтах всех европейских обществ.
Примеры революций в историческом развитии общества – теория для ЕГЭ
Данные революции были мощнейшим толчком к переходу общества на новый уровень своего развития.
- в результате неолитический революции (VII – VI тыс. до н.э.) произошел переход общин от собирательства к земледелию, а также появились первые одомашненные животные. Зародилось производственное хозяйство, что дало человеку возможности частично обособиться от природы, а также привело к оседлости племен и образованию протогородов (городов-государств типа египетских и шумерских номов), давших начало первым государственностям около 4 тысяч лет до н.э. С этого периода начинается история традиционных обществ, основами которых служили аграрная экономика и натуральное хозяйство;
- промышленная революция – привела к замене ручного труда машинным, что резко повысило его эффективность и дало возможность увеличить масштабы производства. Появление фабрик и заводов с большим количеством рабочих мест способствовало быстрому росту городов (урбанизации) и изменению образа жизни людей – в последней трети XVIII в. возникло индустриальное общество с иным типом семьи, государства и социального неравенства. Рост общественного продукта к началу XX века спровоцировал явление массового потребления и массовой культуры, широко распространившейся в связи с повышением доступности среднего образования и появлением средств массовой информации (СМИ) – радио, кино и телевидения;
- научно-техническая революция середины XX века, ставшая возможной благодаря сближению производства и достижений науки (в области ядерных технологий, кибернетики, генетики, медицины и др.), позволила провести автоматизацию и роботизацию в промышленной сфере. В результате возросла потребность в кадрах высшей квалификации, а традиционные рабочие – «синие воротнички» – перестали быть востребованными на рынке труда. Зародилось постиндустриальное общество, в котором большая часть населения занята в сфере услуг и в высокотехнологичных отраслях.
Реформа
Целенаправленное изменение в какой-либо области общественной жизни, как правило, по инициативе действующей власти.
Подчеркнем, что если революция – это стихийное явление, происходящее помимо воли правящих элит, то реформа – это результат рационализации общественно-политической жизни.
Реформирование может быть и системным, приводящим в дальнейшем к значительным преобразованиям общества в целом. Оно может выступать как продолжение и следствие социальной революции.
Однако важно, что реформы всегда происходят «сверху», то есть в русле профессиональной политики, чаще нацеленной на стабилизацию общественной системы, в то время как революции стремятся «подорвать» существующий строй.
Сделаем выводы:
- Форма и направления социального развития тесно взаимосвязаны между собой.
- Каждое общество идет в своем развитии уникальным путем, однако все их можно сравнить между собой по определенным критериям.
Задания по теме «Социальная динамика» ЕГЭ по обществознанию
Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
- обособление от природы;
- наличие подверженных изменениям подсистем;
- обособленность элементов;
- самоорганизация и саморазвитие;
- появление новых элементов и связей;
- многоаспектность и целостность.
Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни.
- принятие государственных образовательных стандартов;
- задержка зарплаты в связи с банкротством предприятия;
- введение цензуры на государственном телевидении;
- государственная гарантия банковских вкладов;
- строительство заводом жилья для рабочих;
- создание новых рабочих мест.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое деятельность? Деятельность – это вид активности человека, в процессе которого субъектом осуществляется сознательная постановка цели и рациональный выбор средств к ее достижению. Основными видами мотивов для человека выступают…
Что такое образование с обществоведческой точки зрения? Образование – это социальный институт, организующий процесс обучения и воспитания индивидов. Подчеркнем, что наука отвечает за приращение нового знания, а за его распространение,…