8 бит
8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
8 бит
8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит
Типы обществ ЕГЭ по обществознание

Типы обществ ЕГЭ по обществознание

Дополнительные темы
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2024 года Государство в ЕГЭ по обществознанию Политическая власть и политический лидер — ЕГЭ по обществознанию Понятие власти — ЕГЭ по обществознанию Экономическая политика ЕГЭ Налоги обществознание — ЕГЭ 2024 года Государство в экономике — ЕГЭ по обществознанию Несовершенство рынка в ЕГЭ обществознанию Экономические циклы в ЕГЭ по обществознанию Безработица в ЕГЭ по обществознанию Инфляция в ЕГЭ Деньги в ЕГЭ по обществознание Ценные бумаги в ЕГЭ по обществознанию Источники финансирования бизнеса в ЕГЭ по обществознанию Издержки производства в ЕГЭ по обществознанию Предложение в ЕГЭ по обществознание Спрос в ЕГЭ по обществознанию Рынок в ЕГЭ по обществознанию Факторы производства в ЕГЭ Экономика в ЕГЭ по обществознанию Социальный конфликт в ЕГЭ по обществознанию Социальный контроль в ЕГЭ по обществознанию Социализация в ЕГЭ по обществознанию Молодежь в ЕГЭ по обществознанию Семья в ЕГЭ по обществознанию Этнические группы в ЕГЭ обществознанию Социальные группы в ЕГЭ по обществознанию Социальная мобильность в ЕГЭ по обществознанию Социальная структура в ЕГЭ по обществознанию Социальный статус в ЕГЭ по обществознанию Искусство в ЕГЭ по обществознанию Образование в ЕГЭ по обществознанию Наука в ЕГЭ по обществознанию Философия в ЕГЭ по обществознанию Религия в ЕГЭ по обществознанию Мораль и гуманизм в ЕГЭ по обществознанию Культура в ЕГЭ по обществознанию Мировоззрение в ЕГЭ по обществознанию Истина в ЕГЭ по обществознанию Познание в ЕГЭ по обществознанию Виды деятельности в ЕГЭ Мышление в ЕГЭ по обществознанию Потребности в ЕГЭ по обществознанию Деятельность в ЕГЭ по обществознанию 1 задание ЕГЭ по обществознанию: индивид и личность Общество и природа ЕГЭ по обществознанию Глобализация ЕГЭ по обществознанию Типы обществ ЕГЭ по обществознание Социальная динамика ЕГЭ по обществознанию Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию

Какие есть типы общества?

Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.

Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.

Традиционное общество

  • основной фактор производства: Земля;
  • основной продукт производства: пища;
  • характерные черты производства: ручной труд;
  • характер труда: индивидуальный труд;
  • занятость населения: около 75% заняты в сельском хозяйстве;
  • основной вид экспорта: cырьё;
  • социальная структура:
    • сословия, классы;
    • включённость всех в коллектив;
    • замкнутость социальных структур;
    • низкая социальная мобильность;
  • продолжительность жизни (здесь стоит подчеркнуть, что речь о развитых и развивающихся странах, т.к. в отсталых и догоняющих такого возраста, конечно, не будет): 40-50 лет;
  • воздействие человека на природу: локальное, неконтролируемое;
  • взаимодействие с другими странами: несущественное;
  • политическая жизнь:
    • преобладание монархических форм правления;
    • политические свободы отсутствуют;
    • власть выше закона, для неё не нужны обоснования;
    • сочетание самоуправляющихся общин с традиционной империей;
  • духовная жизнь:
    • господствуют традиционные религиозные ценности;
    • однородный характер культуры, культура народная;
    • преобладает устная передача информации;
    • малое количество образованных людей;
    • борьба с неграмотностью.

Индустриальное общество

  • основной фактор производства: капитал;
  • основной продукт производства: промышленные изделия;
  • характерные черты производства: широкое применение механизмов, технологий;
  • характер труда: преимущественно стандартная деятельность;
  • занятость населения:
    • около 10% заняты в сельском хозяйстве;
    • около 85% — в промышленности;
  • основной вид экспорта: продукты производства;
  • социальная структура:
    • классовое деление;
    • упрощение социальной структуры;
    • подвижность и открытость социальных структур;
  • продолжительность жизни (здесь стоит подчеркнуть, что речь о развитых и развивающихся странах, т.к. в отсталых и догоняющих такого возраста, конечно, не будет): Свыше 70 лет;
  • воздействие человека на природу: глобальное, неконтролируемое;
  • взаимодействие с другими странами: тесная взаимосвязь;
  • политическая жизнь:
    • провозглашение политических свобод, равенства перед законом;
    • демократические преобразования;
    • власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство;
  • духовная жизнь:
    • провозглашение политических свобод, равенства перед законом;
    • демократические преобразования;
    • власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство.

Постиндустриальное / информационное общество

  • основной фактор производства: знания;
  • основной продукт производства: услуги;
  • характерные черты производства: автоматизация производства, компьютеризация общества;
  • характер труда: резкое повышение творческого начала в труде;
  • занятость населения:
    • до 3% — заняты в сельском хозяйстве;
    • около 33% — в промышленности;
    • около 66% — в сфере услуг;
  • основной вид экспорта: Услуги;
  • социальная структура:
    • сохранение социальной дифференциации;
    • рост численности среднего класса (для Москвы средний класс, по данным на 2018 год, это люди с годовым доходом около 120 тысяч, для регионов – около 60 тыс.)
    • профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации;
  • продолжительность жизни (здесь стоит подчеркнуть, что речь о развитых и развивающихся странах, т.к. в отсталых и догоняющих такого возраста, конечно, не будет): Свыше 70 лет;
  • воздействие человека на природу: глобальное, контролируемое;
  • взаимодействие с другими странами: открытость общества;
  • политическая жизнь:
    • политический плюрализм;
    • сильное гражданское общество;
    • возникновение новых форм демократии – «демократии консенсуса»;
  • духовная жизнь:
    • особая роль науки, образования;
    • развитие индивидуализированного сознания;
    • непрерывное образование.

Так, обществу традиционного типа будет соответствовать любое европейское государство Средних веков; обществу индустриальному – Нового времени или Российская империя в конце XIX –XX века; а постиндустриальному – современная Россия и ведущие государства Европы с третьей четверти XX века. С Америкой стоит быть осторожнее, т.к. рабство там было официально отменено только в 1865 году.

Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией. Она может быть органической (начинается с духовной сферы и постепенно распространяется на все остальные) и неорганической (начинается «сверху», с экономической или политической сфер и в приказном порядке распространяется на всё остальное общество).

Процесс перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу называется глобализацией.

Обществоведческая концепция типов обществ отвечает линейно-стадиальному подходу, т.е. научному представлению, в соответствии с которым все общества в своем развитии последовательно проходят одни и те же стадии, независимо от их географических, исторических, культурных и др. особенностей.

Примером данного подхода также является теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации.

Совершенно иной взгляд на развитие обществ разделяют представители цивилизационный парадигмы (Н. Я. Данилевский, К. Ясперс и др.), в соответствии с которой все общества имеют свои культурные особенности, и движение их истории определяется множеством факторов, т.е. фазы развития обществ не одинаковы и неповторимы.

 Типы общества ЕГЭ: задания по теме

Задание 1.

Многие политики сегодня высказываются о кризисном состоянии социальных институтов и о необходимости государственной поддержки таких традиционных институтов, как семья и церковь. Опираясь на знание курса и социальной действительности, приведите два аргумента в пользу и два аргумента в опровержение данного мнения.

Задание 2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы

Задание 1

  1. Аргументы в поддержку высказываний политиков, например:
    • такие традиционные институты, как семья и церковь, выполняют важную функцию поддержания стабильности общественной системы, поэтому оказание им поддержки служит интересам государства;
    • кризис современной семьи приводит к сложной демографической ситуации, поэтому государственная поддержка семьи необходима для ее преодоления;
  2. Аргументы в опровержение высказываний политиков, например:
    • изменение функций традиционных институтов — это естественный процесс развития общества, поскольку оно представляет собой динамическую систему;
    • поддержка традиционных религий может привести к обострению социального конфликта между религиозным большинством и меньшинствами, это противоречит демократическому принципу светского государства.

Задание 2

  1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции;
  2. Организм как природная основа человека:
    • функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);
    • первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);
    • генотип человека и механизмы наследственности.
  3. Социальное в человеке:
    • социальные потребности;
    • интересы;
    • волевые качества;
    • самосознание;
    • мировоззрение и др.
  4. Единство биологического и социального в человеке:
    • влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
    • осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.
  5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

 

8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
Подготовьтесь к ЕГЭ или ОГЭ за 4 месяца

Интенсивный онлайн курс в Годографе с экспертами МЦКО

Узнать подробнее
8 бит 8 бит

Ответы на часто задаваемые вопросы

Какие есть типы обществ?
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное/информационное.
Что такое глобализация общество ЕГЭ?
Процесс перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу называется глобализацией.
Что такое модернизация ЕГЭ?
Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией.
Все статьи
Читайте также
культра обществознание
Культура в ЕГЭ по обществознанию

Что такое культура? Напомним, что человек, в отличие от остальных биологических видов, живет не в природе, а в искусственно созданной им самим среде обитания – в культуре. Понятие «культура» обществоведы…

деятельность егэ
Виды деятельности в ЕГЭ

Какие есть виды деятельности? Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство каких-либо благ, а сам процесс – развлечение. Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком…