8 бит
8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
8 бит
8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит
культра обществознание

Культура в ЕГЭ по обществознанию

Дополнительные темы
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2024 года Государство в ЕГЭ по обществознанию Политическая власть и политический лидер — ЕГЭ по обществознанию Понятие власти — ЕГЭ по обществознанию Экономическая политика ЕГЭ Налоги обществознание — ЕГЭ 2024 года Государство в экономике — ЕГЭ по обществознанию Несовершенство рынка в ЕГЭ обществознанию Экономические циклы в ЕГЭ по обществознанию Безработица в ЕГЭ по обществознанию Инфляция в ЕГЭ Деньги в ЕГЭ по обществознание Ценные бумаги в ЕГЭ по обществознанию Источники финансирования бизнеса в ЕГЭ по обществознанию Издержки производства в ЕГЭ по обществознанию Предложение в ЕГЭ по обществознание Спрос в ЕГЭ по обществознанию Рынок в ЕГЭ по обществознанию Факторы производства в ЕГЭ Экономика в ЕГЭ по обществознанию Социальный конфликт в ЕГЭ по обществознанию Социальный контроль в ЕГЭ по обществознанию Социализация в ЕГЭ по обществознанию Молодежь в ЕГЭ по обществознанию Семья в ЕГЭ по обществознанию Этнические группы в ЕГЭ обществознанию Социальные группы в ЕГЭ по обществознанию Социальная мобильность в ЕГЭ по обществознанию Социальная структура в ЕГЭ по обществознанию Социальный статус в ЕГЭ по обществознанию Искусство в ЕГЭ по обществознанию Образование в ЕГЭ по обществознанию Наука в ЕГЭ по обществознанию Философия в ЕГЭ по обществознанию Религия в ЕГЭ по обществознанию Мораль и гуманизм в ЕГЭ по обществознанию Культура в ЕГЭ по обществознанию Мировоззрение в ЕГЭ по обществознанию Истина в ЕГЭ по обществознанию Познание в ЕГЭ по обществознанию Виды деятельности в ЕГЭ Мышление в ЕГЭ по обществознанию Потребности в ЕГЭ по обществознанию Деятельность в ЕГЭ по обществознанию 1 задание ЕГЭ по обществознанию: индивид и личность Общество и природа ЕГЭ по обществознанию Глобализация ЕГЭ по обществознанию Типы обществ ЕГЭ по обществознание Социальная динамика ЕГЭ по обществознанию Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию

Что такое культура?

Напомним, что человек, в отличие от остальных биологических видов, живет не в природе, а в искусственно созданной им самим среде обитания – в культуре. Понятие «культура» обществоведы определяют по-разному.

В самом широком смысле под культурой понимается совокупность достижений преобразовательной деятельности человека в каждый период существования общества. Таким образом, словом «культура» охватывается все, что уже сделано руками человека и все, что образует его жизненный мир, за исключением природной среды.

В более узком смысле термин «культура» используется обществоведами в значении «цивилизация»; подразумевается, что в культурном отношении общества отличаются друг от друга. Так выражается качественное различие обществ – мы не сравниваем их развитие по универсальным, количественным параметрам, не оцениваем их формально, а подчеркиваем уникальность и неповторимость каждого: культура Запада и культура Востока, русская и европейская культуры, античная культура, современная культура и т.д.

В самом узком смысле слово «культура» употребляется как синоним духовной сферы жизни общества, то есть сферу идей, направляющих развитие человечества. Культура – это, к чему мы должны стремиться и приобщаться, это будущее, которое мы сотворим сами.

культура егэ

Культура – это одновременно и результат, и сам процесс преобразования человеком окружающего мира, что выражается в ее функциях.

Функции культуры – ЕГЭ по обществознанию

  1. Гуманистическая – функция человеческого развития. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и вытекают из нее.
  2. Кумулятивная функция – накопление и сохранение опыта, полученного в результате взаимодействия индивидов внутри общества и с другими обществами.
  3. Коммуникативная функция – передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
  4. Познавательная (гносеологическая) функция – создание возможностей для познания и освоения мира.
  5. Регулятивная (нормативная) функция – упорядочение различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей в социальных нормах и ценностных ориентациях.
  6. Интегрирующая функция – обеспечение стабильности общества за счет того, что индивиды осознают целостность культуры, к которой они принадлежат.
  7. Семиотическая функция – создание знаковых систем (языковых, символических) для понимания культуры и ориентации в ней.

Содержание культуры

Содержание культуры можно условно разделить на:

  • элементы материальной культуры (артефакты, сооружения, материальные блага, обрядовые и ритуальные действия, языки, символы и т.д.)
  • элементы духовной культуры (идеи, духовные ценности, нормы, социальные отношения и т.д.).

Однако на деле между духовной и материальной культурой нет четко проведенной границы – например, любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено (это касается даже музыки, которая выражается в звуках, либо нотной записи). Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества либо, напротив, противостоящих общепринятым ценностям.

При всем культурном разнообразии мира в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями – это такие нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.

К ним относятся, например: погребальные обряды, различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космология, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание, другие культурные феномены.

Культура, как и общество в целом, характеризуется непрерывной динамикой, изменчивостью.

Формы культурной динамики – ЕГЭ по обществознанию

1. Культурная диффузия

Стихийное заимствование достижений одной культуры другими.

Пример: бумага и компас изначально были изобретены в Китае.

2. Культурная трансмиссия

Передача достижений культуры предшествующих поколений к последующим через обучение и институты образования.

Пример: русская классическая литература.

3. Культурная аккумуляция

Обогащение культуры новыми элементами при сохранении старых.

Пример: последовательное накопление данных опытной науки.

4. Культурная ассимиляция

Растворение элементов культуры малых общностей внутри более крупной.

Пример: культуры коренных малочисленных народов Севера.

5. Культурная диверсификация

Распад некогда единой культурной общности на несколько более мелких, отличных друг от друга.

Пример: древняя культура восточных славян, распавшаяся на русскую, белорусскую и украинскую.

6. Культурная экспансия

Расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

Пример: культура США (ТВ-шоу, «макдональдизация» экономики и проч.)

7. Глобализация культуры

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру в результате международной интеграции.

Пример: Всеобщая декларация прав человека, организация ООН, ВТО и т.д.

В ситуации, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее, может возникнуть «культурный лаг». Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир современного человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере; таким образом, духовное развитие идей не успевает за темпами развития материального производства.

8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
Онлайн подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2025 с выгодой до 30%

Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам

Узнать подробнее
8 бит 8 бит

Формы и виды культуры в ЕГЭ

Народная

  1. Анонимность произведений;
  2. Преимущественно устная форма передачи;
  3. Понятна всем носителям языка, на котором распространяется.

Примеры: сказки, былины, мифы, предания, народные песни, танцы, узоры и т.д.

Элитарная

  1. Создается профессиональными авторами, имена которых остаются в истории;
  2. Распространяется в среде привилегированного социального слоя – элиты;
  3. Для полного понимания требуется специальное образование.

Примеры: академическая музыка, литература, изящные искусства и т.д.

Массовая

  1. Возникла в XX веке вместе с распространением СМИ;
  2. Доступна огромному числу людей, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования и национальности;
  3. Коммерчески ориентирована;
  4. Имеет цель — получение прибыли;
  5. Понятна большинству, рассчитана на «среднего» потребителя.

Примеры: литературные бестселлеры, фильмы- блокбастеры, реклама, ТВ-сериалы и т.д.

Последнее время в культуре появляются такие элементы, которые нельзя однозначно отнести к одной из трех форм – в частности, экранная культура породила такие феномены, как видеоигры, интернет-мемы и др., сочетающие в себе характеристики народной, элитарной и массовой культуры.

От форм культуры (выделяемых в зависимости от типа ее аудитории) следует отличать разновидности культуры (характеризующие ее с точки зрения преобладающих ценностей).

Разновидности культуры

К ним относят доминирующую культуру (в которой распространяются общепринятые духовные ценности и нормы; например, патриотизм, гуманизм, традиционные семейные роли и т.д.), субкультуру (включающую систему ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых особая социальная группа пытается переосмыслить доминирующую в обществе культуру, дополнить ее новыми элементами; (например: национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры, а также субкультуры отдельных организаций) и контркультуру (выработанную в противовес доминирующей культуре, отрицающую ее базовые ценности и нормы; например: панки, анархисты, скинхеды и т.д.).

Культура в ЕГЭ: задания по теме

Выберите верные суждения о преобразовательной деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Как человек, так и природа могут быть объектом культуры.
  2. И человек, и природа являются субъектом культуры.
  3. Культура в своем простейшем виде присуща и представителям животного мира.
  4. Достижения культуры представляют собой продукт преобразовательной деятельности людей определенной эпохи.
  5. Результатом преобразовательной деятельности являются как материальные объекты, так и новые идеи.

Выберите предложение, характеризующее культуры в наиболее широком смысле слова.

  1. уровень воспитанности отдельного человека;
  2. результаты преобразовательной деятельности человека;
  3. распространение научных знаний и развитие образования;
  4. совокупность произведений художественного творчества.

Ответы

  1. 145;
  2. 2.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что такое культура ЕГЭ?
В самом широком смысле под культурой понимается совокупность достижений преобразовательной деятельности человека в каждый период существования общества. Таким образом, словом «культура» охватывается все, что уже сделано руками человека и все, что образует его жизненный мир, за исключением природной среды.
Какие функции культуры?
Гуманистическая; Кумулятивная функция; Коммуникативная функция; Познавательная (гносеологическая) функция; Регулятивная (нормативная) функция; Интегрирующая функция; Семиотическая функция.
Виды культуры ЕГЭ?
Народная, массовая, элитарная.
Все статьи
Читайте также
безработица в егэ
Безработица в ЕГЭ по обществознанию

Что такое безработица? Безработным считается человек, который активно ищет работу, но по каким-либо причинам не может ее найти в данный момент. Соответственно, безработицей называется явление на рынке труда, при котором…

Социализация егэ
Социализация в ЕГЭ по обществознанию

Что такое социализация в ЕГЭ по обществознанию? Процесс вхождения человека в общество, в ходе которого он приобретает необходимые знания и социальный опыт для успешного освоения социальных ролей, называют социализацией индивида….