Культура в ЕГЭ по обществознанию
Что такое культура?
Напомним, что человек, в отличие от остальных биологических видов, живет не в природе, а в искусственно созданной им самим среде обитания – в культуре. Понятие «культура» обществоведы определяют по-разному.
В самом широком смысле под культурой понимается совокупность достижений преобразовательной деятельности человека в каждый период существования общества. Таким образом, словом «культура» охватывается все, что уже сделано руками человека и все, что образует его жизненный мир, за исключением природной среды.
В более узком смысле термин «культура» используется обществоведами в значении «цивилизация»; подразумевается, что в культурном отношении общества отличаются друг от друга. Так выражается качественное различие обществ – мы не сравниваем их развитие по универсальным, количественным параметрам, не оцениваем их формально, а подчеркиваем уникальность и неповторимость каждого: культура Запада и культура Востока, русская и европейская культуры, античная культура, современная культура и т.д.
В самом узком смысле слово «культура» употребляется как синоним духовной сферы жизни общества, то есть сферу идей, направляющих развитие человечества. Культура – это, к чему мы должны стремиться и приобщаться, это будущее, которое мы сотворим сами.
Культура – это одновременно и результат, и сам процесс преобразования человеком окружающего мира, что выражается в ее функциях.
Функции культуры – ЕГЭ по обществознанию
- Гуманистическая – функция человеческого развития. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и вытекают из нее.
- Кумулятивная функция – накопление и сохранение опыта, полученного в результате взаимодействия индивидов внутри общества и с другими обществами.
- Коммуникативная функция – передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
- Познавательная (гносеологическая) функция – создание возможностей для познания и освоения мира.
- Регулятивная (нормативная) функция – упорядочение различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей в социальных нормах и ценностных ориентациях.
- Интегрирующая функция – обеспечение стабильности общества за счет того, что индивиды осознают целостность культуры, к которой они принадлежат.
- Семиотическая функция – создание знаковых систем (языковых, символических) для понимания культуры и ориентации в ней.
Содержание культуры
Содержание культуры можно условно разделить на:
- элементы материальной культуры (артефакты, сооружения, материальные блага, обрядовые и ритуальные действия, языки, символы и т.д.)
- элементы духовной культуры (идеи, духовные ценности, нормы, социальные отношения и т.д.).
Однако на деле между духовной и материальной культурой нет четко проведенной границы – например, любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено (это касается даже музыки, которая выражается в звуках, либо нотной записи). Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества либо, напротив, противостоящих общепринятым ценностям.
При всем культурном разнообразии мира в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями – это такие нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.
К ним относятся, например: погребальные обряды, различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космология, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание, другие культурные феномены.
Культура, как и общество в целом, характеризуется непрерывной динамикой, изменчивостью.
Формы культурной динамики – ЕГЭ по обществознанию
1. Культурная диффузия
Стихийное заимствование достижений одной культуры другими.
2. Культурная трансмиссия
Передача достижений культуры предшествующих поколений к последующим через обучение и институты образования.
3. Культурная аккумуляция
Обогащение культуры новыми элементами при сохранении старых.
4. Культурная ассимиляция
Растворение элементов культуры малых общностей внутри более крупной.
5. Культурная диверсификация
Распад некогда единой культурной общности на несколько более мелких, отличных друг от друга.
6. Культурная экспансия
Расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.
7. Глобализация культуры
Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру в результате международной интеграции.
В ситуации, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее, может возникнуть «культурный лаг». Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир современного человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере; таким образом, духовное развитие идей не успевает за темпами развития материального производства.
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееФормы и виды культуры в ЕГЭ
Народная
- Анонимность произведений;
- Преимущественно устная форма передачи;
- Понятна всем носителям языка, на котором распространяется.
Примеры: сказки, былины, мифы, предания, народные песни, танцы, узоры и т.д.
Элитарная
- Создается профессиональными авторами, имена которых остаются в истории;
- Распространяется в среде привилегированного социального слоя – элиты;
- Для полного понимания требуется специальное образование.
Примеры: академическая музыка, литература, изящные искусства и т.д.
Массовая
- Возникла в XX веке вместе с распространением СМИ;
- Доступна огромному числу людей, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования и национальности;
- Коммерчески ориентирована;
- Имеет цель — получение прибыли;
- Понятна большинству, рассчитана на «среднего» потребителя.
Примеры: литературные бестселлеры, фильмы- блокбастеры, реклама, ТВ-сериалы и т.д.
Последнее время в культуре появляются такие элементы, которые нельзя однозначно отнести к одной из трех форм – в частности, экранная культура породила такие феномены, как видеоигры, интернет-мемы и др., сочетающие в себе характеристики народной, элитарной и массовой культуры.
От форм культуры (выделяемых в зависимости от типа ее аудитории) следует отличать разновидности культуры (характеризующие ее с точки зрения преобладающих ценностей).
Разновидности культуры
К ним относят доминирующую культуру (в которой распространяются общепринятые духовные ценности и нормы; например, патриотизм, гуманизм, традиционные семейные роли и т.д.), субкультуру (включающую систему ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых особая социальная группа пытается переосмыслить доминирующую в обществе культуру, дополнить ее новыми элементами; (например: национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры, а также субкультуры отдельных организаций) и контркультуру (выработанную в противовес доминирующей культуре, отрицающую ее базовые ценности и нормы; например: панки, анархисты, скинхеды и т.д.).
Культура в ЕГЭ: задания по теме
Выберите верные суждения о преобразовательной деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Как человек, так и природа могут быть объектом культуры.
- И человек, и природа являются субъектом культуры.
- Культура в своем простейшем виде присуща и представителям животного мира.
- Достижения культуры представляют собой продукт преобразовательной деятельности людей определенной эпохи.
- Результатом преобразовательной деятельности являются как материальные объекты, так и новые идеи.
Выберите предложение, характеризующее культуры в наиболее широком смысле слова.
- уровень воспитанности отдельного человека;
- результаты преобразовательной деятельности человека;
- распространение научных знаний и развитие образования;
- совокупность произведений художественного творчества.
Ответы
- 145;
- 2.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое безработица? Безработным считается человек, который активно ищет работу, но по каким-либо причинам не может ее найти в данный момент. Соответственно, безработицей называется явление на рынке труда, при котором…
Что такое социализация в ЕГЭ по обществознанию? Процесс вхождения человека в общество, в ходе которого он приобретает необходимые знания и социальный опыт для успешного освоения социальных ролей, называют социализацией индивида….