8 бит
8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
8 бит
8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит
государство егэ

Государство в ЕГЭ по обществознанию

Дополнительные темы
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2024 года Государство в ЕГЭ по обществознанию Политическая власть и политический лидер — ЕГЭ по обществознанию Понятие власти — ЕГЭ по обществознанию Экономическая политика ЕГЭ Налоги обществознание — ЕГЭ 2024 года Государство в экономике — ЕГЭ по обществознанию Несовершенство рынка в ЕГЭ обществознанию Экономические циклы в ЕГЭ по обществознанию Безработица в ЕГЭ по обществознанию Инфляция в ЕГЭ Деньги в ЕГЭ по обществознание Ценные бумаги в ЕГЭ по обществознанию Источники финансирования бизнеса в ЕГЭ по обществознанию Издержки производства в ЕГЭ по обществознанию Предложение в ЕГЭ по обществознание Спрос в ЕГЭ по обществознанию Рынок в ЕГЭ по обществознанию Факторы производства в ЕГЭ Экономика в ЕГЭ по обществознанию Социальный конфликт в ЕГЭ по обществознанию Социальный контроль в ЕГЭ по обществознанию Социализация в ЕГЭ по обществознанию Молодежь в ЕГЭ по обществознанию Семья в ЕГЭ по обществознанию Этнические группы в ЕГЭ обществознанию Социальные группы в ЕГЭ по обществознанию Социальная мобильность в ЕГЭ по обществознанию Социальная структура в ЕГЭ по обществознанию Социальный статус в ЕГЭ по обществознанию Искусство в ЕГЭ по обществознанию Образование в ЕГЭ по обществознанию Наука в ЕГЭ по обществознанию Философия в ЕГЭ по обществознанию Религия в ЕГЭ по обществознанию Мораль и гуманизм в ЕГЭ по обществознанию Культура в ЕГЭ по обществознанию Мировоззрение в ЕГЭ по обществознанию Истина в ЕГЭ по обществознанию Познание в ЕГЭ по обществознанию Виды деятельности в ЕГЭ Мышление в ЕГЭ по обществознанию Потребности в ЕГЭ по обществознанию Деятельность в ЕГЭ по обществознанию 1 задание ЕГЭ по обществознанию: индивид и личность Общество и природа ЕГЭ по обществознанию Глобализация ЕГЭ по обществознанию Типы обществ ЕГЭ по обществознание Социальная динамика ЕГЭ по обществознанию Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию

Что такое государство?

Государство – основной институт политической системы, обладающий высшей публичной властью на определенной территории и монопольно осуществляющий правотворчество в ее пределах.

Признаки государства

  1. Население, связанное юридическими отношениями гражданства с определенной территорией.
  2. Суверенитет (верховенство и независимость) власти государства в пределах его территории;
  3. Законы и нормы права, поддерживающиеся силой государственного принуждения.
  4. Налоговая система, государственный бюджет (отчужденный от частных лиц).
  5. Аппарат управления – органы государственной власти.
  6. Аппарат принуждения – армия, полиция.

Функции государства — ЕГЭ по обществознанию

Внутренние Внешние

Регулятивные: законотворчество, администрирование, правосудие и т.д.

Экономические: налогово-бюджетные, кредитно-денежные и т.д.

Социальные: обеспечение благосостояния граждан; бесплатное образование, здравоохранение; защита окружающей среды и т.д.

Охрана границ – контроль за пересечением границы, таможенное регулирование и т.д.

Оборона – вооруженная защита суверенитета государства

Дипломатия – установление взаимоотношений с другими государствами

Происхождения государства: теория обществознание

Существует огромное количество предположений о том, при каких обстоятельствах возникли первые государства. Все теории происхождения государства в общем можно разделить на 2 большие группы: теории, считающие государство результатом естественного развития человечества, и теории, считающие что государство было порождено насильственным путём.

Теории, считающие государство результатом естественного развития общества

Патриархальная теория

  • развита в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля, Фильмера;
  • государство = итог расширения кровнородственной общины до масштабов народа;
  • государством народ становиться, когда осознаёт не кровное родство между всеми его членами, а наличие у всех общего предка, так появляется надэтническая власть в его лице.

Теологическая теория

  • развита в трудах Фомы Аквинского, Августина Блаженного и Ж. Маринета;
  • государство и власть появились по воле Бога и поэтому безграничны настолько, насколько позволяет Бог.

Ирригационная (гидравлическая) теория

  • К. Виттфогель;
  • на Востоке, где важна система ирригации, государственная организация появилась из-за необходимости правильной организации ирригационных работ, в ходе которых выделился 1 человек, который руководил всеми этими работами. Постепенно его власть распространилась и на остальные сферы жизни общества, став государственной.

Патримониальная теория

  • Галлер;
  • изначально была власть 1 человека над конкретной землей. По мере расширения данной земли, расширялась и власть данного человека, постепенно превратившись в государственную;
  • долгое время данный человек лично оплачивал затраты, необходимые для поддержания государства, но со временем он стал собирать налоги с населения как знак личной преданности ему.

Органическая теория

  • Аристотель, Г. Спенсер;
  • государство = результат эволюции по пути от общего к частному как организм человека;
  • правительство в этом организме – мозг, а право – это нервные импульсы. Основная же движущая сила данного организма – войско.

 Экономическая теория

  • Сен-Симон, Платон;
  • государство стало закономерным результатом развития производства из-за разделения труда, т.е. именно из-за него выделились все те слои государства, которые сейчас существуют.

Психологическая теория

  • Г. Тард, Л. Петражицкий;
  • люди испытывают естественную потребность в объединении и совместном труде, поэтому они и объединились в государство.

Договорная теория

  • Т. Гоббс: государство образовалось в результате борьбы всех против всех, чтобы остановить эту борьбу и защитить людей;
  • Дж. Локк: Государство родилось в мире для поддержания этого мира. Люди добровольно отдали часть своих прав государству;
  • Ж.-Ж. Руссо: государство было создано для контроля над неравенством людей.

Демографическая теория

  • Э. Босерап;
  • рост населения повлёк за собой и улучшение хозяйства, что породило современную систему управления и социальную дифференциацию.

Классовая теория

  • К.Маркс, Ф. Энгельс;
  • главные причины возникновения государства в появлении частной собственности на средства производства, что неизбежно приводило к расколу общества на классы с противоположными экономическими, а затем и политическими интересами. Государство, по мнению марксистов, представляет собой аппарат насилия, призванный держать в повиновении класс эксплуатируемых, обеспечивать власть и привилегии класса эксплуататоров – собственников средств производства. Поэтому в будущем, в эпоху коммунизма, нужда в государстве отпадет естественным образом.

Спортивная теория

  • в древности важной составляющей жизни были соревнования, где всё решали судьи. Постепенно власть судей распространилась и на все остальные сферы.

Теории, считающие государство результатом насильственного насаждения

Теория насилия

  • Е. Дюринг: насилие внутреннее, т.е. один класс порабощает другие; первичное насилие – политическое;
  • К. Каутский: насилие внешнее, т.е. государство образуется из-за того, что один народ завоёвывает другой.

Рассовая теория

  • Гобино, Ф. Ницше;
  • всё, что человек делает на службе государству претит его природе;
  • изначально существуют высшие расы, которые порабощают низшие расы и организуют у них государственность.

Теория инцеста

  • К. Леви-Стросс;
  • в обществе постепенно складывался механизм, запрещающий инцест, который потом эволюционировал в систему принуждения и систему права, а тот, что следил за исполнением данного запрета – в главу государства.
8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
Онлайн подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2025 с выгодой до 30%

Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам

Узнать подробнее
8 бит 8 бит

Формы государства — ЕГЭ по обществознанию

Форма государства — это способ организации политической системы в обществе, который обеспечивает ее стабильность и нормальную работу. В государстве есть три основных аспекта: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима. 

Форма правления определяет систему органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимодействие друг с другом и с населением. Она также определяет участие населения в формировании этих органов.

Все многообразие существующих государств принято классифицировать по трем основаниям:

I. Политический режим

Методы, на которые опирается государственная власть; способы приведения в действие политических решений; способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политических свобод и характер политической жизни в стране.

Антидемократические режимы Демократия

Тоталитаризм

  • Всесторонний контроль государства за сферами жизни общества и частной жизнью граждан
  • Сращивание правящей партии и государства, исполнительных и судебных органов власти
  • Ограничение личных свобод граждан
  • Общеобязательная государственная идеология
  • Наличие масштабного государственного аппарата насилия против политической оппозиции

Примеры: СССР при И. Сталине, нацистский режим А. Гитлера, КНДР

  • Суверенитет народа в качестве источника власти (ни одна социальная группа не может ее узурпировать)
  • Верховенство права, равенство всех перед законом
  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
  • Широкий спектр прав и свобод человека, гарантированных государством
  • Политический и идеологический плюрализм
  • Сильное гражданское общество

Примеры: современные Великобритания, Германия, Франция, США; Российская Федерация (в соответствии с Конституцией РФ)

Авторитаризм

  • Власть узурпирована определенной социальной группой, отсутствуют возможности ее легальной смены
  • Ущемление прав граждан, репрессии против оппозиционных сил
  • Сращивание экономической, военной и властвующей элит, фактическое отсутствие разделения властей

Примеры: современная Турция, Саудовская Аравия, Филиппины, военизированные режимы в Африке, КНР

Важное отличие тоталитаризма от авторитаризма: в тоталитарном режиме есть некая великая цель, ради которой и создаётся данный режим; в авторитаризме же власть просто ради власти.

Форма правления представляет собой непосредственное политическое устройство страны, т.е. набор политических институтов, их полномочия и взаимосвязь. Политический режим же – это права и обязанности власти и общества по отношению друг к другу. Необходимо показать, что на практике отнюдь не всегда демократический режим является синонимом республиканской формы правления. Так, например, демократические принципы вполне реализованы в монархических Великобритании, Швеции и Дании; в то же время, СССР, несмотря на формально республиканскую форму правления, был далек от воплощения идеалов демократии (как и современный Китай – Китайская Народная Республика).

II. Форма правления

Способ формирования высших органов государственной власти.

Монархические формы правления

(власть передается по наследству)

Республиканские формы правления

(власть избирается всенародно)

1. Абсолютная монархия – власть монарха ничем не ограничена.

Примеры: французский абсолютизм XVII-XVIII вв.; Россия при Иване IV, Петре I, Екатерине II

2. Дуалистическая (конституционная) монархия – полномочия монарха могут быть отчасти ограничены конституцией и законами страны; ни одно законодательное действие парламента не имеет силы без одобрения монархом.

Примеры: Россия при Николае II после Октябрьского манифеста 1905 г.

3. Парламентарная монархия – монарх выполняет церемониальные функции, в то время как реальная законодательная и исполнительная власть принадлежит, соответственно, парламенту и правительству страны.

Примеры: современные Великобритания, Швеция, Дания, Испания, княжество Монако, Япония

1. Парламентская республика. Черты:

Парламент – главный представительный и законодательный орган государства, состоящий из всенародно избираемых членов.

Правительство – высший орган исполнительной власти – формируется парламентом и ответственно перед ним, т.е. ключевые министерские посты занимают члены партий, представляющих большинство в парламенте.

Глава правительства часто является лидером партии, победившей на выборах в парламент, и фактически исполняет роль главы государства. Иногда эту должность занимает «президент», однако он также назначается парламентом.

Примеры: Германия, Австрия, Италия, Израиль, КНР, Индия

2. Президентская республика. Черты:

На всенародном голосовании, помимо парламента, также избирается президент.

Президент осуществляет функции главы государства: определяет основные направления внешней и внутренней политики, подписывает законы (или накладывает на них вето), представляет страну в международных отношениях, является верховным главнокомандующим.

Именно президент формирует правительство (назначает министров), а также может лично председательствовать на его собраниях, т.е. правительство несет ответственность перед президентом.

Примеры: США, Российская Федерация (преимущественно), Франция

III. Форма государственного (административно-территориального) устройства

Количество уровней государственной власти, а также системы права в стране.

Унитарное государство

  • Органы государственной власти представлены только высшим уровнем (нет регионального деления территории на государственные образования, либо у регионов отсутствуют собственные органы законодательной и судебной власти);
  • Власть в регионах представлена местным самоуправлением, которое не входит в систему государственного управления;
  • Единая система законодательства на всей территории государства;
  • Примеры: Бельгия, Австрия, Греция, Белоруссия, Мальта, Куба, Великобритания и др. (большинство стран мира).

Федеративное государство

  • Существует административное деление территории страны на государственные образования – субъекты федерации (области, края, республики, штаты и т.д.), которые сами по себе не обладают суверенитетом;
  • В стране существует как минимум два уровня государственной власти: федеральный (общегосударственный) и уровень субъектов (региональный);
  • Органы законодательной власти субъектов имеют право принимать собственные законы, не противоречащие федеральным (их действие распространяется только на территорию данного субъекта);
  • Субъекты федерации не имеют права по собственной воле выходить из состава федерации;
  • Примеры: РФ, США, Канада, Германия, Индия, Бразилия и др.

Конфедерация

  • Несколько суверенных государств, вступивших в союз с какими-либо политическими целями (экономическими, военными и т.д.);
  • Участие в конфедерации, как правило, оформляется в договорной форме;
  • Любой участник конфедерации вправе покинуть союз по собственной воле;
  • Отсутствует централизация законодательной и исполнительной власти (не считая общего органа, состоящего из делегатов стран-участниц);
  • Нет единого законодательства и общей границы;
  • Примеры: (условно) Швейцария, Евросоюз, поздний СССР; в настоящее время фактически не встречаются.

Политическое устройство РФ

Итак, в соответствии с 1 статьей Конституции Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Реализацию принципов демократии в РФ мы подробно рассмотрим на следующем занятии.

Федерализм

Федерализм как основа конституционного строя России находит отражение в 3 главе Конституции РФ. Во-первых, в статье 65 перечислены все субъекты, входящие в состав РФ: республики, края, области, 3 города федерального значения, 1 автономная область, автономные округа. Описан порядок вхождения субъектов в состав РФ, изменения границ между субъектами, а также их статуса. Статьи 71 и 72 посвящены распределению полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Исключительное ведение федерального центра

  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);
  • федеральное коллизионное право;
  • метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  • государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  • федеральная государственная служба.

Совместное ведение центра и субъектов

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Государство в ЕГЭ: задания

Петр I узаконил самовластный характер абсолютизма, включив в главу III артикулов «Устава воинского» положение о принуждении почитания низшими чинами высших, о принятии монархом самостоятельных решений и наказании за оскорбление его Величества. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в царской России сложился авторитарный режим? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Носителю верховной власти — Царю, Императору — принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.
  2. Выборы в Государственную думу Российской империи I созыва прошли в 1906 году согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года.
  3. Дума обсуждала два проекта по аграрному вопросу: от кадетов и от депутатов Трудовой группы.
  4. Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.
  5. В царской России отсутствовали возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики.
  6. Права политической оппозиции были нарушены, ее издания подвергались цензуре, ее лидеры — арестам.

В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z — парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Президент избирается законодательным собранием.
  2. Правительство формируется партией, победившей на выборах в законодательное собрание.
  3. Полномочия президента ограничены законом.
  4. Правительство ответственно перед законодательным собранием.
  5. Главой правительства является президент.
  6. Законодательное собрание разрабатывает и принимает законы.

Ответы:

  1. 156;
  2. 124.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Каковы функции государства?
Регулятивные: законотворчество, администрирование, правосудие и т.д. Экономические: налогово-бюджетные, кредитно-денежные и т.д. Социальные: обеспечение благосостояния граждан; бесплатное образование, здравоохранение; защита окружающей среды и т.д. Охрана границ – контроль за пересечением границы, таможенное регулирование и т.д. Оборона – вооруженная защита суверенитета государства Дипломатия – установление взаимоотношений с другими государствами
Чем отличаются политический режим и форма правления?
Форма правления представляет собой непосредственное политическое устройство страны, т.е. набор политических институтов, их полномочия и взаимосвязь. Политический режим же – это права и обязанности власти и общества по отношению друг к другу.
Отличие тоталитаризма от авторитаризма?
Важное отличие тоталитаризма от авторитаризма: в тоталитарном режиме есть некая великая цель, ради которой и создаётся данный режим; в авторитаризме же власть просто ради власти.
Все статьи
Читайте также
мышление в обществознании
Мышление в ЕГЭ по обществознанию

Что такое мышление? Процесс целеполагания в деятельности человека является сознательным – то есть, подразумевает работу мышления. Мышление – это психический процесс отражения взаимосвязей и отношений действительности в сознании субъекта. Мышление развивалось…

Деньги в егэ
Деньги в ЕГЭ по обществознание

Важной составляющей рынка, в том числе и мирового, являются деньги, как современный эквивалент обмена. Деньги – это общепризнанное средство платежа, которое безусловно принимается при совершении любых обменных сделок. Фактически в…