Государство в ЕГЭ по обществознанию
Что такое государство?
Государство – основной институт политической системы, обладающий высшей публичной властью на определенной территории и монопольно осуществляющий правотворчество в ее пределах.
Признаки государства
- Население, связанное юридическими отношениями гражданства с определенной территорией.
- Суверенитет (верховенство и независимость) власти государства в пределах его территории;
- Законы и нормы права, поддерживающиеся силой государственного принуждения.
- Налоговая система, государственный бюджет (отчужденный от частных лиц).
- Аппарат управления – органы государственной власти.
- Аппарат принуждения – армия, полиция.
Функции государства — ЕГЭ по обществознанию
Внутренние | Внешние |
---|---|
Регулятивные: законотворчество, администрирование, правосудие и т.д. Экономические: налогово-бюджетные, кредитно-денежные и т.д. Социальные: обеспечение благосостояния граждан; бесплатное образование, здравоохранение; защита окружающей среды и т.д. |
Охрана границ – контроль за пересечением границы, таможенное регулирование и т.д. Оборона – вооруженная защита суверенитета государства Дипломатия – установление взаимоотношений с другими государствами |
Происхождения государства: теория обществознание
Существует огромное количество предположений о том, при каких обстоятельствах возникли первые государства. Все теории происхождения государства в общем можно разделить на 2 большие группы: теории, считающие государство результатом естественного развития человечества, и теории, считающие что государство было порождено насильственным путём.
Теории, считающие государство результатом естественного развития общества
Патриархальная теория
- развита в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля, Фильмера;
- государство = итог расширения кровнородственной общины до масштабов народа;
- государством народ становиться, когда осознаёт не кровное родство между всеми его членами, а наличие у всех общего предка, так появляется надэтническая власть в его лице.
Теологическая теория
- развита в трудах Фомы Аквинского, Августина Блаженного и Ж. Маринета;
- государство и власть появились по воле Бога и поэтому безграничны настолько, насколько позволяет Бог.
Ирригационная (гидравлическая) теория
- К. Виттфогель;
- на Востоке, где важна система ирригации, государственная организация появилась из-за необходимости правильной организации ирригационных работ, в ходе которых выделился 1 человек, который руководил всеми этими работами. Постепенно его власть распространилась и на остальные сферы жизни общества, став государственной.
Патримониальная теория
- Галлер;
- изначально была власть 1 человека над конкретной землей. По мере расширения данной земли, расширялась и власть данного человека, постепенно превратившись в государственную;
- долгое время данный человек лично оплачивал затраты, необходимые для поддержания государства, но со временем он стал собирать налоги с населения как знак личной преданности ему.
Органическая теория
- Аристотель, Г. Спенсер;
- государство = результат эволюции по пути от общего к частному как организм человека;
- правительство в этом организме – мозг, а право – это нервные импульсы. Основная же движущая сила данного организма – войско.
Экономическая теория
- Сен-Симон, Платон;
- государство стало закономерным результатом развития производства из-за разделения труда, т.е. именно из-за него выделились все те слои государства, которые сейчас существуют.
Психологическая теория
- Г. Тард, Л. Петражицкий;
- люди испытывают естественную потребность в объединении и совместном труде, поэтому они и объединились в государство.
Договорная теория
- Т. Гоббс: государство образовалось в результате борьбы всех против всех, чтобы остановить эту борьбу и защитить людей;
- Дж. Локк: Государство родилось в мире для поддержания этого мира. Люди добровольно отдали часть своих прав государству;
- Ж.-Ж. Руссо: государство было создано для контроля над неравенством людей.
Демографическая теория
- Э. Босерап;
- рост населения повлёк за собой и улучшение хозяйства, что породило современную систему управления и социальную дифференциацию.
Классовая теория
- К.Маркс, Ф. Энгельс;
- главные причины возникновения государства в появлении частной собственности на средства производства, что неизбежно приводило к расколу общества на классы с противоположными экономическими, а затем и политическими интересами. Государство, по мнению марксистов, представляет собой аппарат насилия, призванный держать в повиновении класс эксплуатируемых, обеспечивать власть и привилегии класса эксплуататоров – собственников средств производства. Поэтому в будущем, в эпоху коммунизма, нужда в государстве отпадет естественным образом.
Спортивная теория
- в древности важной составляющей жизни были соревнования, где всё решали судьи. Постепенно власть судей распространилась и на все остальные сферы.
Теории, считающие государство результатом насильственного насаждения
Теория насилия
- Е. Дюринг: насилие внутреннее, т.е. один класс порабощает другие; первичное насилие – политическое;
- К. Каутский: насилие внешнее, т.е. государство образуется из-за того, что один народ завоёвывает другой.
Рассовая теория
- Гобино, Ф. Ницше;
- всё, что человек делает на службе государству претит его природе;
- изначально существуют высшие расы, которые порабощают низшие расы и организуют у них государственность.
Теория инцеста
- К. Леви-Стросс;
- в обществе постепенно складывался механизм, запрещающий инцест, который потом эволюционировал в систему принуждения и систему права, а тот, что следил за исполнением данного запрета – в главу государства.
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееФормы государства — ЕГЭ по обществознанию
Форма государства — это способ организации политической системы в обществе, который обеспечивает ее стабильность и нормальную работу. В государстве есть три основных аспекта: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма правления определяет систему органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимодействие друг с другом и с населением. Она также определяет участие населения в формировании этих органов.
Все многообразие существующих государств принято классифицировать по трем основаниям:
I. Политический режим
Методы, на которые опирается государственная власть; способы приведения в действие политических решений; способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политических свобод и характер политической жизни в стране.
Антидемократические режимы | Демократия |
---|---|
Тоталитаризм
Примеры: СССР при И. Сталине, нацистский режим А. Гитлера, КНДР |
Примеры: современные Великобритания, Германия, Франция, США; Российская Федерация (в соответствии с Конституцией РФ) |
Авторитаризм
Примеры: современная Турция, Саудовская Аравия, Филиппины, военизированные режимы в Африке, КНР |
Важное отличие тоталитаризма от авторитаризма: в тоталитарном режиме есть некая великая цель, ради которой и создаётся данный режим; в авторитаризме же власть просто ради власти.
Форма правления представляет собой непосредственное политическое устройство страны, т.е. набор политических институтов, их полномочия и взаимосвязь. Политический режим же – это права и обязанности власти и общества по отношению друг к другу. Необходимо показать, что на практике отнюдь не всегда демократический режим является синонимом республиканской формы правления. Так, например, демократические принципы вполне реализованы в монархических Великобритании, Швеции и Дании; в то же время, СССР, несмотря на формально республиканскую форму правления, был далек от воплощения идеалов демократии (как и современный Китай – Китайская Народная Республика).
II. Форма правления
Способ формирования высших органов государственной власти.
Монархические формы правления (власть передается по наследству) |
Республиканские формы правления (власть избирается всенародно) |
---|---|
1. Абсолютная монархия – власть монарха ничем не ограничена. Примеры: французский абсолютизм XVII-XVIII вв.; Россия при Иване IV, Петре I, Екатерине II 2. Дуалистическая (конституционная) монархия – полномочия монарха могут быть отчасти ограничены конституцией и законами страны; ни одно законодательное действие парламента не имеет силы без одобрения монархом. Примеры: Россия при Николае II после Октябрьского манифеста 1905 г. 3. Парламентарная монархия – монарх выполняет церемониальные функции, в то время как реальная законодательная и исполнительная власть принадлежит, соответственно, парламенту и правительству страны. Примеры: современные Великобритания, Швеция, Дания, Испания, княжество Монако, Япония |
1. Парламентская республика. Черты: Парламент – главный представительный и законодательный орган государства, состоящий из всенародно избираемых членов. Правительство – высший орган исполнительной власти – формируется парламентом и ответственно перед ним, т.е. ключевые министерские посты занимают члены партий, представляющих большинство в парламенте. Глава правительства часто является лидером партии, победившей на выборах в парламент, и фактически исполняет роль главы государства. Иногда эту должность занимает «президент», однако он также назначается парламентом. Примеры: Германия, Австрия, Италия, Израиль, КНР, Индия 2. Президентская республика. Черты: На всенародном голосовании, помимо парламента, также избирается президент. Президент осуществляет функции главы государства: определяет основные направления внешней и внутренней политики, подписывает законы (или накладывает на них вето), представляет страну в международных отношениях, является верховным главнокомандующим. Именно президент формирует правительство (назначает министров), а также может лично председательствовать на его собраниях, т.е. правительство несет ответственность перед президентом. Примеры: США, Российская Федерация (преимущественно), Франция |
III. Форма государственного (административно-территориального) устройства
Количество уровней государственной власти, а также системы права в стране.
Унитарное государство
- Органы государственной власти представлены только высшим уровнем (нет регионального деления территории на государственные образования, либо у регионов отсутствуют собственные органы законодательной и судебной власти);
- Власть в регионах представлена местным самоуправлением, которое не входит в систему государственного управления;
- Единая система законодательства на всей территории государства;
- Примеры: Бельгия, Австрия, Греция, Белоруссия, Мальта, Куба, Великобритания и др. (большинство стран мира).
Федеративное государство
- Существует административное деление территории страны на государственные образования – субъекты федерации (области, края, республики, штаты и т.д.), которые сами по себе не обладают суверенитетом;
- В стране существует как минимум два уровня государственной власти: федеральный (общегосударственный) и уровень субъектов (региональный);
- Органы законодательной власти субъектов имеют право принимать собственные законы, не противоречащие федеральным (их действие распространяется только на территорию данного субъекта);
- Субъекты федерации не имеют права по собственной воле выходить из состава федерации;
- Примеры: РФ, США, Канада, Германия, Индия, Бразилия и др.
Конфедерация
- Несколько суверенных государств, вступивших в союз с какими-либо политическими целями (экономическими, военными и т.д.);
- Участие в конфедерации, как правило, оформляется в договорной форме;
- Любой участник конфедерации вправе покинуть союз по собственной воле;
- Отсутствует централизация законодательной и исполнительной власти (не считая общего органа, состоящего из делегатов стран-участниц);
- Нет единого законодательства и общей границы;
- Примеры: (условно) Швейцария, Евросоюз, поздний СССР; в настоящее время фактически не встречаются.
Политическое устройство РФ
Итак, в соответствии с 1 статьей Конституции Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Реализацию принципов демократии в РФ мы подробно рассмотрим на следующем занятии.
Федерализм
Федерализм как основа конституционного строя России находит отражение в 3 главе Конституции РФ. Во-первых, в статье 65 перечислены все субъекты, входящие в состав РФ: республики, края, области, 3 города федерального значения, 1 автономная область, автономные округа. Описан порядок вхождения субъектов в состав РФ, изменения границ между субъектами, а также их статуса. Статьи 71 и 72 посвящены распределению полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Исключительное ведение федерального центра
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
- внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);
- федеральное коллизионное право;
- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
- федеральная государственная служба.
Совместное ведение центра и субъектов
- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Государство в ЕГЭ: задания
Петр I узаконил самовластный характер абсолютизма, включив в главу III артикулов «Устава воинского» положение о принуждении почитания низшими чинами высших, о принятии монархом самостоятельных решений и наказании за оскорбление его Величества. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в царской России сложился авторитарный режим? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Носителю верховной власти — Царю, Императору — принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.
- Выборы в Государственную думу Российской империи I созыва прошли в 1906 году согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года.
- Дума обсуждала два проекта по аграрному вопросу: от кадетов и от депутатов Трудовой группы.
- Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.
- В царской России отсутствовали возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики.
- Права политической оппозиции были нарушены, ее издания подвергались цензуре, ее лидеры — арестам.
В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z — парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Президент избирается законодательным собранием.
- Правительство формируется партией, победившей на выборах в законодательное собрание.
- Полномочия президента ограничены законом.
- Правительство ответственно перед законодательным собранием.
- Главой правительства является президент.
- Законодательное собрание разрабатывает и принимает законы.
Ответы:
- 156;
- 124.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое мышление? Процесс целеполагания в деятельности человека является сознательным – то есть, подразумевает работу мышления. Мышление – это психический процесс отражения взаимосвязей и отношений действительности в сознании субъекта. Мышление развивалось…
Важной составляющей рынка, в том числе и мирового, являются деньги, как современный эквивалент обмена. Деньги – это общепризнанное средство платежа, которое безусловно принимается при совершении любых обменных сделок. Фактически в…