Типы обществ ЕГЭ по обществознание
Какие есть типы общества?
Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.
Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.
Традиционное общество
- основной фактор производства: Земля;
- основной продукт производства: пища;
- характерные черты производства: ручной труд;
- характер труда: индивидуальный труд;
- занятость населения: около 75% заняты в сельском хозяйстве;
- основной вид экспорта: cырьё;
- социальная структура:
- сословия, классы;
- включённость всех в коллектив;
- замкнутость социальных структур;
- низкая социальная мобильность;
- продолжительность жизни (здесь стоит подчеркнуть, что речь о развитых и развивающихся странах, т.к. в отсталых и догоняющих такого возраста, конечно, не будет): 40-50 лет;
- воздействие человека на природу: локальное, неконтролируемое;
- взаимодействие с другими странами: несущественное;
- политическая жизнь:
- преобладание монархических форм правления;
- политические свободы отсутствуют;
- власть выше закона, для неё не нужны обоснования;
- сочетание самоуправляющихся общин с традиционной империей;
- духовная жизнь:
- господствуют традиционные религиозные ценности;
- однородный характер культуры, культура народная;
- преобладает устная передача информации;
- малое количество образованных людей;
- борьба с неграмотностью.
Индустриальное общество
- основной фактор производства: капитал;
- основной продукт производства: промышленные изделия;
- характерные черты производства: широкое применение механизмов, технологий;
- характер труда: преимущественно стандартная деятельность;
- занятость населения:
- около 10% заняты в сельском хозяйстве;
- около 85% — в промышленности;
- основной вид экспорта: продукты производства;
- социальная структура:
- классовое деление;
- упрощение социальной структуры;
- подвижность и открытость социальных структур;
- продолжительность жизни (здесь стоит подчеркнуть, что речь о развитых и развивающихся странах, т.к. в отсталых и догоняющих такого возраста, конечно, не будет): Свыше 70 лет;
- воздействие человека на природу: глобальное, неконтролируемое;
- взаимодействие с другими странами: тесная взаимосвязь;
- политическая жизнь:
- провозглашение политических свобод, равенства перед законом;
- демократические преобразования;
- власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство;
- духовная жизнь:
- провозглашение политических свобод, равенства перед законом;
- демократические преобразования;
- власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство.
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееПостиндустриальное / информационное общество
- основной фактор производства: знания;
- основной продукт производства: услуги;
- характерные черты производства: автоматизация производства, компьютеризация общества;
- характер труда: резкое повышение творческого начала в труде;
- занятость населения:
- до 3% — заняты в сельском хозяйстве;
- около 33% — в промышленности;
- около 66% — в сфере услуг;
- основной вид экспорта: Услуги;
- социальная структура:
- сохранение социальной дифференциации;
- рост численности среднего класса (для Москвы средний класс, по данным на 2018 год, это люди с годовым доходом около 120 тысяч, для регионов – около 60 тыс.)
- профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации;
- продолжительность жизни (здесь стоит подчеркнуть, что речь о развитых и развивающихся странах, т.к. в отсталых и догоняющих такого возраста, конечно, не будет): Свыше 70 лет;
- воздействие человека на природу: глобальное, контролируемое;
- взаимодействие с другими странами: открытость общества;
- политическая жизнь:
- политический плюрализм;
- сильное гражданское общество;
- возникновение новых форм демократии – «демократии консенсуса»;
- духовная жизнь:
- особая роль науки, образования;
- развитие индивидуализированного сознания;
- непрерывное образование.
Так, обществу традиционного типа будет соответствовать любое европейское государство Средних веков; обществу индустриальному – Нового времени или Российская империя в конце XIX –XX века; а постиндустриальному – современная Россия и ведущие государства Европы с третьей четверти XX века. С Америкой стоит быть осторожнее, т.к. рабство там было официально отменено только в 1865 году.
Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией. Она может быть органической (начинается с духовной сферы и постепенно распространяется на все остальные) и неорганической (начинается «сверху», с экономической или политической сфер и в приказном порядке распространяется на всё остальное общество).
Процесс перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу называется глобализацией.
Обществоведческая концепция типов обществ отвечает линейно-стадиальному подходу, т.е. научному представлению, в соответствии с которым все общества в своем развитии последовательно проходят одни и те же стадии, независимо от их географических, исторических, культурных и др. особенностей.
Примером данного подхода также является теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации.
Совершенно иной взгляд на развитие обществ разделяют представители цивилизационный парадигмы (Н. Я. Данилевский, К. Ясперс и др.), в соответствии с которой все общества имеют свои культурные особенности, и движение их истории определяется множеством факторов, т.е. фазы развития обществ не одинаковы и неповторимы.
Типы общества ЕГЭ: задания по теме
Задание 1.
Многие политики сегодня высказываются о кризисном состоянии социальных институтов и о необходимости государственной поддержки таких традиционных институтов, как семья и церковь. Опираясь на знание курса и социальной действительности, приведите два аргумента в пользу и два аргумента в опровержение данного мнения.
Задание 2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответы
Задание 1
- Аргументы в поддержку высказываний политиков, например:
- такие традиционные институты, как семья и церковь, выполняют важную функцию поддержания стабильности общественной системы, поэтому оказание им поддержки служит интересам государства;
- кризис современной семьи приводит к сложной демографической ситуации, поэтому государственная поддержка семьи необходима для ее преодоления;
- Аргументы в опровержение высказываний политиков, например:
-
- изменение функций традиционных институтов — это естественный процесс развития общества, поскольку оно представляет собой динамическую систему;
- поддержка традиционных религий может привести к обострению социального конфликта между религиозным большинством и меньшинствами, это противоречит демократическому принципу светского государства.
Задание 2
- Человек как результат биологической и социокультурной эволюции;
- Организм как природная основа человека:
- функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);
- первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);
- генотип человека и механизмы наследственности.
- Социальное в человеке:
- социальные потребности;
- интересы;
- волевые качества;
- самосознание;
- мировоззрение и др.
- Единство биологического и социального в человеке:
- влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
- осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.
- Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое мышление? Процесс целеполагания в деятельности человека является сознательным – то есть, подразумевает работу мышления. Мышление – это психический процесс отражения взаимосвязей и отношений действительности в сознании субъекта. Мышление развивалось…
Какие есть типы общества? Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения. Индустриальное общество —определяется уровнем технического,…