Предложение в ЕГЭ по обществознание
Что такое предложение в экономике?
Готовность продавца реализовать товар в данном месте и в данное время – то есть, предложение. Очевидно, что рыночные интересы производителей диаметрально противоположны интересам потребителя – им выгоднее продавать товары по высоким ценам, чем по низким.
Закон предложения
Поэтому закон предложения гласит: Чем выше цена товара, тем большее его количество по данной цене производители согласны продать – иными словами, тем выше его предложение.
Точно также, как и спрос, предложение товара принято иллюстрировать на графике – но теперь кривая будет возрастающей:
На известном нам рынке смартфонов – как и на любом другом – продавцы стремятся получить как можно больше прибыли. Поэтому продавать смартфоны по высоким ценам им выгоднее, чем по низким. На рисунке слева кривая предложения обозначена как Q (s). Точка пересечения кривых Q (d) и Q (s) дает нам информацию о равновесной цене P = 20 000 и равновесном количестве Q = 400. Именно при этих ценах и объемах достигается рыночное равновесие – ситуация, когда будут удовлетворены и потребитель, и производитель.
Если продукция будет реализовываться по цене ниже рыночной, то, во-первых, производитель будет терпеть убытки, а, во-вторых, может возникнуть недостаток данного товара, поскольку позволить себе его смогут слишком многие. Если же предложенные цены окажутся выше рыночных, то продукция не будет распродана полностью, что, опять же, приведет к убыткам для продавцов и к неудовлетворенности потребителя.
На рисунке ниже показано, как изменения в предложении отразятся на рыночных ценах. Как и в ситуации со спросом, сдвиг кривой предложения влево или вправо обусловлен действием неценовых факторов предложения.
Неценовые факторы предложения — ЕГЭ обществознание
Изменения в себестоимости производства
В нашем примере смартфоны дешевеют каждый год, поскольку совершенствуются и удешевляются технологии их производства: кривая предложения Q (s) смещается вправо в положение Q1 (s).
Цены на товары-заменители
Ожидая снижения спроса на те же планшетные компьютеры, часть производителей планшетов может переквалифицироваться на выпуск смартфонов с увеличенным экраном – тем самым увеличив их предложение: кривая Q (s) сместится в положение Q1 (s).
Государственная политика
Например, правительство решило повысить таможенные пошлины на ввоз иностранной техники. Тогда себестоимость этой продукции на внутреннем рынке предсказуемо возрастет: продавцы не смогут предложить прежнее количество товара по низким ценам, и кривая предложения Q1 (s) сместится влево в положение Q (s).
Изменение количества продавцов/покупателей
Производство смартфонов невозможно без развития наукоемких технологий. К сожалению, не все производители готовы делать масштабные долгосрочные инвестиции в технологические разработки, тем более что далеко не все из них завершаются успехом. Многие производители не могут выдержать конкуренции с гигантами вроде Samsung и Apple, в силу чего они вынуждены покинуть рынок, остановив производство – кривая Q1 (s) сместится в положение Q (s).
Перспективные ожидания
Ежегодно к дате выхода нового iPhone устраиваются распродажи старых моделей – продавцы знают, что в ожидании и после очередной презентации Apple никто не захочет покупать «устаревшие» смартфоны по прежнем ценам. Поэтому в этот период они заранее немного снижают цены, стимулируя людей к покупкам: кривая предложения Q (s) смещается в положение Q1 (s).
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееНожницы Маршалла
Данный график отражает действие регулирующей или ограничительной функции цен на рынке. Производители до определённого уровня повышают цены, выясняя, таким образом, ту оптимальную цену, по которой потребители готовы покупать у них устраивающее их количество товара.
Такая цена называется равновесной, т.к. устраивает и потребителя, и производителя. Если же цена опускается ниже её, на рынке создаётся дефицит данного товара, т.к. он становится слишком доступным и быстро раскупается. Если же цена превышает равновесную, то товар перестают покупать, создавая тем самым избыток его на рынке. При этом важно понимать, что равновесная цена – это не какая-то одна конкретная цифра, а некоторый диапазон этих цифр от…до…
Предложение в ЕГЭ: задания по теме
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой факторов формирования предложения. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- Количество потребителей;
- Уровень налогов;
- Цены на сырье и комплектующие;
- Количество продавцов на рынке;
- Доходы потребителей;
- Уровень технологий;
- Рост производительности труда.
Ответ:
- 15.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое общество? Общество (в широком смысле) – часть материального мира, выделившаяся из природы, но тесно связанная с ней. Общество в узком смысле слова: 1) Этап исторического развития человечества (Первобытное…
Что такое социальная стратификация и дифференциация? Социальная дифференциация – разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав и обязанностей, престижа и влияния. Социальное…