Познание в ЕГЭ по обществознанию
Что такое познание?
«Познание – это деятельность, нацеленная на получение истинных знаний о действительности, окружающем мире и о самом себе».
Целью всякого познания выступает истина, а результатом – усвоенные знания.
Концепции познания мира – ЕГЭ по обществознанию
1. Агностицизм
Мир познать невозможно, т.к. нам недоступно познание многих его компонентов.
2. Скептицизм
Познание мира сомнительно, т.к. многие наши знания проверить невозможно, поэтому то, что мы узнаем о мире не факт, что является истинным знанием.
3. Гносеологический оптимизм
Мир познаваем, и получаемые нами знания о мире достоверны.
Уровни познания
Познание как процесс протекает у человека на двух уровнях – чувственном и рациональном.
Сразу подчеркнем, что чувственное и рациональное познание неразрывно связаны между собой и всегда работают вместе.
Наше мышление состоит из образов, которые формируются через цепочку ощущение – восприятие – представление – понятие – суждение – умозаключение.
В научной философии их называют формами мышления, в обществознании же они рассматриваются как ступени познания – эти классификации друг другу не противоречат, т.к. познание и мышление тесно взаимосвязаны как компоненты человека невозможные друг без друга.
Чувственный уровень познания
1. Ощущение
Отражение в сознании субъекта отдельных чувственных сторон познаваемого объекта
Пример: шелест страниц, запах кожаного; переплета, небольшой вес и т.д.
2. Восприятие
Чувственный образ целостного объекта, непосредственно данный в живом созерцании.
Пример: жесткий на ощупь объект прямоугольной формы и небольшого размера, довольно легкий, с кожаной поверхностью бордового цвета.
3. Представление
Целостный образ объекта, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Пример: воспоминание увиденном ранее объекте – бордовый, прямоугольной формы и т.д.
Рациональный уровень познания
1. Понятие
Слово, определение которого по своему смыслу закрепляет наиболее существенные признаки объекта.
Пример: можно определить, что предмет, о котором речь шла выше – скорее всего, книга. Понятие «книга» включает не только ее чувственный образ, но и назначение – сохранение и передача информации с помощью печатного текста.
2. Суждение
Предложение, в котором логически выражено отношение между двумя и более понятиями.
Пример: например, имеются понятие «книга» и понятие «текст». Можно связать эти два различных понятия с помощью суждения «Текст содержится в книге».
3. Умозаключение
Логический вывод, следующий из двух и более суждений, сделанных ранее, в результате чего формулируется новое суждение.
Пример: допустим, что текст, о котором ранее шла речь – английский. Тогда из двух суждений – «Текст содержится в книге» и «Текст написан на английском языке» – логически следует умозаключение: «Эту книгу написал тот, кто говорит по-английски».
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееВиды знаний
1. Житейское
- Носит эмпирический характер;
- Базируется на здравом смысле;
- Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой;
- Сводится к констатации фактов и их описанию.
2. Научное
- Понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов;
- Осуществляет предвидение различных вещей;
- Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т.д.).
3. Практическое
Овладение вещами, преобразование мира
4. Художественное
- Целостное отображение мира и человека в нём;
- Строится на образе, а не на понятии.
5. Рациональное
- Отражение реальности в логических понятиях и категориях;
- Связано с рациональным мышлением.
6. Иррациональное
- Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему;
- Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, и также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
7. Личностное
Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Виды вненаучного знания
1. Ненаучное
Разрозненное несистемное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира.
2. Донаучное
Прототип, предпосылочная база научного знания.
3. Лженаучное
Сознательно использует домыслы и предрассудки.
4. Антинаучное
Утопическое и сознательное искажение представлений о действительности.
Рассматривая данную классификацию, уделим особое внимание научному познанию. Его главной отличительной чертой является то, что оно стремится к получению совершенно новых знаний в масштабах всего человечества. Таким образом, научное знание претендует на объективность, то есть на адекватность и истинность вне зависимости от личностных установок познающего субъекта-ученого. Для достижения подобного качества любая наука (будь она точная или гуманитарная) использует общенаучные методы (формы) познания:
Методы теоретического уровня познания
Проблема – гипотеза – теория
Методы эмпирического познания: ЕГЭ по обществознанию
Наблюдение – описание – эксперимент
Уровни познания обществознание в ЕГЭ: задания
- Познание – деятельность человека, направленная на постижение сущности предметов и явлений объективного мира, их отображение в человеческом сознании посредством субъективных образов.
- Чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего субъекта с познаваемым объектом.
- Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
- Рациональное познание (логическое мышление) на выявление внутренних, существенных признаков и свойств, связей, закономерностей.
- Понятие, суждение, умозаключение – этапы чувственной ступени познания.
- высказывание мнения;
- непосредственное наблюдение;
- проведение эксперимента;
- мысленное моделирование;
- пересказ текста;
- эмпирическое описание.
Найдите два термина, выпадающих из общего ряда. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответы
- 124;
- 15.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое культура? Напомним, что человек, в отличие от остальных биологических видов, живет не в природе, а в искусственно созданной им самим среде обитания – в культуре. Понятие «культура» обществоведы…
Какие есть типы общества? Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения. Индустриальное общество —определяется уровнем технического,…