Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию
Что такое общество?
Общество (в широком смысле) – часть материального мира, выделившаяся из природы, но тесно связанная с ней.
Общество в узком смысле слова:
1) Этап исторического развития человечества (Первобытное общество, Средневековое общество);
2) Страна, государство (российское общество, россияне, греки, финны и т.д.);
3) Объединение людей по целям или интересам (общество защиты прав потребителей, художественное общество и т.д.);
4) Группа людей, объединённая по общности происхождения, положения и ценностей (Дворянское общество, крестьянское общество, общество рабочих).
Человек и общество ЕГЭ — теория
- Этап исторического развития человечества (Первобытное общество, Средневековое общество);
- Страна, государство (российское общество, россияне, греки, финны и т.д.);
- Объединение людей по целям или интересам (общество защиты прав потребителей, художественное общество и т.д.);
- Группа людей, объединённая по общности происхождения, положения и ценностей (Дворянское общество, крестьянское общество, общество рабочих).
В чём заключается специфика изучения общества? Дадим ответ в виде схемы:
Общество обладает свойствами системы
Целостность – взаимосвязи элементов внутри общества сильнее, чем их взаимосвязи с внешней средой.
Пример: человек сильнее связан с окружающим его обществом, чем с природой, т.к. без общества он потеряет свои социальные качества и перестанет являться личностью, а без природы, учитывая современные достижения науки и техники, человек вполне может прожить
Динамичность – непрерывное изменение общества в результате развития общественных отношений.
Пример: изменение общества можно проследить на примере структуры семьи, так изначально она представляла собой большое количество родственников, живущих под одной крышей. И, напротив, в современном обществе семья чаще всего представлена совместно проживающими только родителями и детьми.
Иерархичность — структура общества строится «от простого к сложному»: выделяются сферы его жизни, внутри которых функционируют социальные институты, которые, в свою очередь включают в себя более мелкие организации и социальные группы.
Пример: мельчайшей единицей общества является малая социальная группа, затем в иерархии стоит более крупный коллектив в виде этноса, а затем – в виде населения конкретного материка. Если группа сильная, то можно привести пример с торговцем на рынке => рынок как социальный институт => экономическую сферу жизни общества.
Эффект синергии – в силу особой организации люди в обществе, взаимодействуя между собой, способны создавать больше, нежели работая по отдельности.
Пример: в одиночку вы сделаете меньше оригами, чем если вы будете работать группой
У системы, кроме свойств, есть так же и структура. Для наглядности можно представить дом, каждый из компонентов которого обозначает конкретную единицу строения общества.
Социальная структура – это внутреннее строение общества, система устойчивых взаимоотношений внутри него.
Подобные отношения могут возникать между любыми компонентами общества. Пример: межличностные, межгрупповые, организационные отношения.
Малая социальная группа – простейший элемент социальной структуры, представляющий собой группу индивидов, лично взаимодействующих между собой и объединённых каким-либо общих признаком.
Малая социальная группа – кирпич в доме под названием «общество».
Малые социальные группы включены в Социальные институты.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение конкретных социальных потребностей.
Социальные институты на данной схеме соответствуют этажу. Социальные институты составляют одну их 4-х сфер жизни общества.
Под сферой жизни общества в обществознании понимают выделившееся в обществе в процессе его исторического развития направление деятельности людей, связанное с объективными условиями их деятельности.
О социальных группах мы поговорим позже, а сейчас обсудим сферы жизни общества.
Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнееСферы жизни общества
- Экономическая (наиболее значимая). Производство, обмен, распределение, потребление материальных благ, торговля и т.д. Заводы, фабрики, банки, биржи, рынки;
- Социальная. Отношения между классами, сословиями, национальностями, различными группами индивидов, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий (обратить отдельное внимание) Здравоохранение, коммунальные услуги, социальное обеспечение и т.д.;
- Политическая. Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и партиями, распределение публичной власти и влияния, управление обществом и государством. Парламент, правительство, партии, организации гражданского общества;
- Духовная. Создание духовных ценностей, их сохранение, распределение и потребление. Школы, вузы, театры, музей, библиотеки, архивы и т.д.
В рамках каждой из сфер общества осуществляется удовлетворение определенных социальных потребностей, что происходит в рамках и при помощи конкретных социальных институтов, входящих в каждую их сфер жизни общества.
Например, семья выполняет как репродуктивную, так и хозяйственную, и воспитательную функции, в то время как социализацией личности занимаются и семья, и институты образования, и церковь, и даже государство в определённой степени
Признаки социальных институтов
- Они воспроизводятся из поколения в поколение;
- Внутри них сохраняются устойчивые социальные отношения, выраженные через систему ролей и статусов внутри института, то есть внутри каждого социального института есть определённая ролевая система;
- Эти отношения регулируются методами социального контроля – формальными и неформальными нормами и санкциями, т.е. есть определённая система внутренних правил;
- Социальные институты, как правило, представлены сетью учреждений и организаций, формальных и неформальных социальных групп.
- Каждый социальный институт обеспечивает стандартное поведение людей в социально-типичных ситуациях.
Социальные институты, как и общество в целом, подвержены изменениям со временем: у них могут появляться новые функции и отмирать старые, а иногда они оборачиваются дисфункциями – негативными последствиями работы определенных учреждений (бюрократия – в государстве, неограниченные объемы потребления – на рынке, нетерпимость – в церкви и т. д.).
Задания ЕГЭ человек и общество – практика
Задание 1
В каких предложениях понятие «общество» употреблено в наиболее узком смысле?
- Общество любителей миниатюрной книги провело свою ежегодную конференцию.
- Ученые спорят о расколе как феномене развития российского общества.
- В своём развитии человеческое общество прошло ряд стадий, обусловленных характером производительных сил.
- Для традиционного общества характерно сращивание власти с собственностью на землю и средства производства.
Задание 2
ЕГЭ по обществознанию. Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
- обособление от природы
- наличие подверженных изменениям подсистем
- обособленность элементов
- самоорганизация и саморазвитие
- появление новых элементов и связей
- многоаспектность и целостность
Ответы:
- 1
- 245
Ответы на часто задаваемые вопросы
Какие есть виды деятельности? Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство каких-либо благ, а сам процесс – развлечение. Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком…
Экономика в ЕГЭ по обществознанию Как наука: наука, которая исследует, как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить постоянно растущие, безграничные потребности людей. Как хозяйство: система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность,…