8 бит
8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
8 бит
8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит
Задание №3 ЕГЭ по русскому языку

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку

Дополнительные темы
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2025 года Демоверсия ЕГЭ русский 2024 года Задание 3 ЕГЭ по русскому языку Задание 1 и 2 ЕГЭ по русскому языку 18 задание в ЕГЭ по русскому языку 21 задание в ЕГЭ по русскому языку 19, 20 задания ЕГЭ по русскому языку Синтаксис и пунктуация в ЕГЭ по русскому языку 17 задание ЕГЭ по русскому языку 16 задание ЕГЭ по русскому языку Н и НН в прилагательных ЕГЭ русский Правописание суффиксов в ЕГЭ русский Задание 10 ЕГЭ по русскому языку 9 задание ЕГЭ по русскому Деепричастие в ЕГЭ по русскому языку Н и НН в причастии в ЕГЭ по русскому языку Задание 12 ЕГЭ по русскому языку Как писать сочинения ЕГЭ Причастие — ЕГЭ по русскому языку Глагол — ЕГЭ по русскому языку Предложение в ЕГЭ по русскому языку Части речи ЕГЭ русский язык Слитное, дефисное, раздельное написание слов на ЕГЭ Правописание личных окончаний на ЕГЭ по русскому Правописание суффиксов на ЕГЭ задание 11 Правописание корней на ЕГЭ русскому языку Морфологические нормы на ЕГЭ по русскому языку Синтаксические нормы на ЕГЭ по русскому языку Сложные ударения в ЕГЭ по русскому языку Паронимы в ЕГЭ по русскому языку в задание 5 Ударения в ЕГЭ по русскому языку 4 задание

Присутствует в ЕГЭ с 2021/2022 уч. года. Чтобы успешно его решить 3 задание ЕГЭ по русскому языку 2024, нужны глубокие теоретические знания, которых, к сожалению, многим выпускникам не хватает. Для его выполнения ученикам потребуются знания по лексике, морфологии, синтаксису. Однако особое внимание учеников следует обратить на стилистику (стили речи, типы речи, их отличие).

3 задание ЕГЭ по русскому языку: теория

Общая схема стилистического анализа текста на ЕГЭ по русскому языку:

  • Определяем стиль и жанр текста;
  • Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  • Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  • Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  • Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  • Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  • Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  • Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний.

Основная сфера использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.

Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний

Основные функции: сообщение информации, доказательство ее истинности.

Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой.

Автор: ученые и специалисты в своей области.

Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.

Вид речи: преимущественно монологический характер

Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием)

Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность

Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.

Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность)

Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации.

Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.

Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.

Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.

Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов.

Вид речи: преимущественно монолог

Тип речи:в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация (этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»).

Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность

Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.

Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.

Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.

Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.

Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).

Вид речи: преимущественно диалог.

Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).

Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.

Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.

Публицистический стиль

Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.

Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.)

Стилевые черты: (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективность

Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.

Адресат: информация предназначена для широких слоев общества

Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.

Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя.

Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др.

Форма речи: публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.

Художественный стиль

Художественный стиль — функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.

Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.

Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.

Автор: писатель, поэт,

Форма речи: преимущественно письменная.

Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.

Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.

8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
Онлайн подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2025 с выгодой до 30%

Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам

Узнать подробнее
8 бит 8 бит

Задания 3 ЕГЭ по русскому языку: практика

Задание 1

Прочитайте текст и выполните задания 2-3.

В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». […], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс.

С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом.

Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму. Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы — это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий.

Интернет-мемы — зеркало современной жизни. Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное», — комментирует искусствовед Сергей Винокуров.

Задание 2

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвертом предложении текста. Запишите это слово.

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Для текста научного и научно-популярного стилей характерно обилие научной терминологии, масса речевых клише, минимум экспрессивно-эмоциональной лексики.
  2. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: «Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму».
  3. Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
  4. Типичным для текста данного стиля является употребление именного сказуемого, что способствует созданию именного характера текста (Интернет-мемы — зеркало современной жизни.).
  5. Для текста характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в нём преобладают сложные предложения с различными типами союзов.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Научный стиль это
Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний. Основная сфера использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.
Официально-деловой стиль это
Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой. Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность)
Какие есть стили речи
разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой.
Все статьи
Читайте также
Н и НН в причастии
Н и НН в причастии в ЕГЭ по русскому языку

Как определить, Н или НН в причастии? Алгоритм работы с причастием на ЕГЭ по русскому языку Для начала необходимо убедиться, что мы работаем именно с причастием, а не с прилагательным….

Правописание суффиксов существительных, прилагательных и наречий - ЕГЭ русский
Правописание суффиксов в ЕГЭ русский

20Правописание суффиксов в ЕГЭ: существительные -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик – столика, пальчик — пальчика) -ЕК- Пишем, если при изменении по падежам…