















Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и в сложных предложениях в ЕГЭ
Основное правило пунктуации сложного предложения мы уже знаем: между частями предложений почти всегда ставится запятая. В сложноподчиненном предложении мы всегда ставим запятую между главной и придаточной частью. На этом занятии мы разберем несколько более сложных конструкций. Например, сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и в сложных предложениях в ЕГЭ, 19 и 20 задания по русскому языку: теория
Придаточная часть может быть вставлена в середину главной части. В этом случае мы используем правило: если предложение было открыто, необходимо его закрыть запятой или точкой. Главная часть в этом случае опоясывает придаточную, значит, мы должны поставить два знака.
[Там, (где кончалось пшеничное поле), виднелась небольшая деревня.]
За главной частью может следовать две или более придаточных. Если 2 придаточные части отвечают на один и тот же вопрос от главной и между ними стоит союз «и», то между этими придаточными запятая не ставится. В этом случае мы считаем их однородными членами предложения.
[Я спросил], (когда придут остальные) и (когда мы начнем совещание).
Если придаточная часть начинается с двух союзов (например, что если), то нам нужно поставить запятую, если дальше в предложении нам не встречается «то», «но», так». Если «то»/ «но»/ «так» присутствует, запятая не ставится.
[Он сказал], (что, (если никто не хочет), мы можем отменить поездку).
[Он сказал], (что если никто не хочет), (то мы можем отменить поездку).
Запятые должны всегда обозначать, к какой части предложения какие слова мы хотим отнести. Придаточные части должны легко «выниматься» из целого предложения без нарушения остальных связей.




Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнее

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и в сложных предложениях в ЕГЭ, задания 19 и 20 по русскому языку. Практика
Задание 1
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Крупный дождь полился ручьями и один за другим раскатились удары грома.
- Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
- Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
- Вещи Пушкина живут особой жизнью и хранители музеев читают скрытые в них письмена.
- Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
Задание 2
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Крестьяне разводили кур и уток и гусей.
- Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.
- Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.
- Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.
- Пролив казался дорогой из тусклого золота и по ней неспешно дрейфовали парусники.
Ответы
Ответ к заданию 1: 1 и 4.
Одна запятая необходима в:
- четвертом предложении «Вещи Пушкина живут особой жизнью, и хранители музеев читают скрытые в них письмена».
- первом предложении «Крупный дождь полился ручьями, и один за другим раскатились удары грома».
Ответ к заданию 2: 35.
- Крестьяне разводили кур, и уток, и гусей.
- Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.
- Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы, церковные облачения и женские платья.
- Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.
- Пролив казался дорогой из тусклого золота, и по ней неспешно дрейфовали парусники.
Официальная демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2025 года от ФИПИ со всеми изменениями. Вы можете скачать материал и разбор заданий на нашем ресурсе. Изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку…

Глагол в ЕГЭ по русскому языку Что такое глагол? Глагол — это часть речи, которая выражает действие, состояние или процесс. Глаголы используются для описания действий, которые совершаются (например, «ходить», «бежать»,…