8 бит
8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
8 бит
8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 8 бит

Стоит ли покупать франшизу?

Многие начинающие предприниматели рассматривают вариант покупки франшизы — то есть модели уже существующего бизнеса, а также права на использование его бренда. На первый взгляд это кажется отличным вариантом с минимальными денежными и интеллектуальными вложениями — не нужно тратиться на маркетинг, ведь клиенты уже знают бренд, сиди да пожинай плоды. 

В этой статье мы рассмотрим подробнее, стоит ли вообще выбирать такую бизнес модель и обсудим подводные камни, которые могут поджидать новых владельцев франшиз.

Сейчас на рынке огромное количество предложений о покупке франшизы — если в 2007 году в России было около 400 франшиз, то в 2023 году их число превысило 3200. Рынок заполнен, однако среди этих тысяч предложений плавает невероятное количество нежизнеспособны франшиз-пустышек. Неопытного предпринимателя может привлечь красивая картинка: прекрасный сайт, рассказ об успешной бизнес-моделе — однако при ближайшем рассмотрении продукт таких франшиз оказывается никому не нужным.

Таких примеров можно привести множество: возьмем, например, вариант с установкой кофейных аппаратов. На сайте франшизы написано: покупает минимум 20 человек в день, окупаемость быстрая — на деле же кофе из такого аппарата в день купит от силы 4 человека.

Какой бизнес открыть?

По франшизе нужно открывать тот бизнес, который вы бы теоретически могли открыть и без франшизы: продукт этого бизнеса вам понятен, вы уверены в его рентабельности и при этом четко понимаете, откуда и зачем к такому бизнесу приходят клиенты. 

Понимая особенности функционирования такого бизнеса, вы с большей вероятностью извлечете выгоду из покупки франшизы.

Как открыть бизнес без франшизы?

Открыть свой бизнес возможно из без франшизы – для этого нужно хорошее понимание бизнес-процессов из той области предпринимательства, которая вас интересует.

Не обязательно оканчивать факультет управления бизнесом — это, безусловно, будет полезно, однако не гарантирует успешного старта и стабильного развития. Гораздо важнее не теоретические, а практические знания — то есть понимание того, как конкретный бизнес функционирует в реальной жизни. 

Если у вас есть представление о том, какую бизнес-идею вы хотите воплотить в жизнь, но нет точного понимания того, как ваша компания должна быть устроена для стабильного успеха, то оптимальный вариант — «подсмотреть» за другими и научиться на хорошем примере. Так, например, можно устроиться в ту компанию, которая уже доказала успешность своей бизнес-модели, и изучить изнутри устройство всех бизнес-процессов.

Набравшись необходимого опыта управления, вы уже сможете самостоятельно открыть подобный бизнес без франшизы — и, соответственно, не тратить бюджет на уплату роялти.

В чем преимущество франшизы?

1. Разработка нового продукта обойдется слишком дорого

Франшиза нужна в том случае, когда очевидно, что создание продукта потребует слишком много ресурсов – больше, чем стоимость уже существующей франшизы с подобным успешным продуктом.

Как правило, наиболее сложными в разработке оказываются, к примеру, образовательные продукты: необходима разработка программы обучения, поиск опытных преподавателей и создание конкурентного преимущества.

2. Приобретение франшизы с сильным брендом

Также выгодна покупка франшизы с сильным брендом и доказано эффективной бизнес-моделью — это может быть популярная кофейня или ресторан, в которых всегда толпы клиентов. Пример — Surf Coffee или The Бык (от 10 млн рублей инвестиции).

3. Дополнительная помощь от владельца франшизы

Стоит задуматься о приобретении франшизы, если владелец франшизы предлагает помощь с тем, что точно займет у вас много времени и потребует немалое количество ресурсов. Например, франчайзер может предложить в комплекте с бизнес-моделью еще и настройку трафика.

8 бит 8 бит
8 бит 8 бит
Онлайн подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2025 с выгодой до 30%

Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам

Узнать подробнее
8 бит 8 бит

Что обычно публикуют лицензиары о своей франшизе?

Конечно, любое предложение о франшизе разработано по всем канонам маркетинга и имеет своей главной целью не достоверный рассказ о бизнесе, а именно продажу франшизы предпринимателю.

Просматривая информацию о компании и статистике можно ожидать довольно существенное завышение цифр статистики — средней прибыли, количества клиентов и так далее. Как правило, любую такую цифру для  понимания реального положения вещей нужно делить на 3, особенно это касается суммы выручки, а дальше смотреть — рентабельно предложение или нет.

На что нужно смотреть перед покупкой франшизы?

1. Хорошо упакованное предложение

У франшизы должна быть грамотно сделанная, красивая и читабельная страница, представляющая информацию для покупателя. Если предложение упаковано криво, остаются вопросы по содержанию предложения, то с большой вероятностью и сама франшиза попадет к вам в руки «сырой» — проблем не оберешься.

2. Понятная модель привлечения клиентов

Из предложения о франшизе должно быть понятно, откуда к бизнесу будут приходить клиенты — и источников должно быть не меньше 15 для адекватной выручки. Например, если в модели написано, что клиенты приходят только через лиды из direct или со страницы бизнеса ВКонтакте — модель франшизы нежизнеспособная. Только работая с большим количеством направлений, можно построить сильный бренд и добиться большого трафика клиента. Число источников клиентов должно быть от 15. Никак не 2-3. 

3. Юр. лицо лицензиата должно существовать на рынке не менее 4 лет

Не стоит покупать франшизы, только что выпущенные на рынок, — во-первых, это огромный риск, а во-вторых, это может быть пустышка, созданная с единственной целью — обогащения лицензиата.

4. Должно быть не менее 10 действующих франшиз

Вряд ли вам захочется быть первым, кто опробует систему работы по этой франшизе — опять же, риск огромный. На момент покупки вами франшизы должно быть как минимум 10 действующий франчайзи, только так можно быть уверенным, что бизнес-модель, которую вы приобретаете, действительно жизнеспособна.

5. Прочитайте отрицательные отзывы

Любой владелец франшизы горазд на написание хороших отзывов на свое предложение, поэтому особое внимание нужно обращать именно на отрицательные. Прочитайте, какие проблемы выявили после покупки другие — если они не заставят вас передумать, можно серьезнее рассматривать покупку этой франшизы.

6. Свяжитесь с другим покупателем франшизы

Обязательно перед покупкой франшизы нужно пообщаться с теми, кто уже приобрел ее и смог оценить качество бизнес-модели: стоит спросить напрямую впечатления покупателя, спросить совета — стоит или не стоит покупать эту франшизу. В отличие от отзывов, которые могут оказаться «липовыми», другой франчайзи вам врать точно не станет, особенно о недостатках.

7. Договор коммерческой концессии или лицензионный договор 

Обратите внимание, какой договор вам предлагает заключить владелец франшизы, — это должен быть либо договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. Не стоит заключать, к примеру, договор о сотрудничестве или любой другой тип соглашения.

8. Оцените, стали бы вы сами клиентом такого бизнеса

Покупая право на реализацию продукта, вы должны быть уверены в его качестве. То есть если открываете пекарню по франшизе, то вы с радостью пьете кофе и едите булочки в такой пекарне, открываете стоматологию — пошли бы туда лечить зубы и посоветовали близким. Владелец франшизы должен быть лидером в своем рынке.

Мы, УЦ «Годограф», как эксперты в образовательной сфере — 12 лет на рынке, 7 лет по франшизе — понимаем, как работает качественная франшиза. На нашем сайте представлено грамотно упакованное и жизнеспособное предложение — будет полезно посмотреть его, чтобы понимать, что требуется от бизнеса, предлагающего франшизу.

Все статьи
Читайте также
Что нужно знать перед покупкой франшизы? 11 пунктов проверки франшизы

В каком случае стоит покупать франшизу? Покупая франшизу, вы приобретаете право на использование существующего бренда и реализацию его продукта — значит, должны быть полностью уверены в том, что этот бренд…

Франшизы для малого бизнеса

Что нужно знать, если вы выбираете недорогую франшизу Первое, что нужно понимать, — это то, что 90% франшиз на рынке по сути являются нежизнеспособными: в таком случае, даже если вы…