















10 признаков плохой франшизы
Мы, УЦ «Годограф», как эксперты в образовательной сфере с 12-летним опытом на рынке и 7-летним опытом работы по франшизе, отлично понимаем, как должна функционировать качественная франшиза. На нашем сайте представлено грамотно упакованное и жизнеспособное предложение, которое полезно изучить, чтобы понять, что требуется от бизнеса, предлагающего франшизу.
В этой статье мы рассмотрим критерии, по которым можно понять, что франшиза не заслуживает доверия.
Плохо упакованное предложение
У плохой франшизы страница представлена некачественно, она некрасивая и трудночитаемая, предоставляющая неполную информацию или просто «воду». Если предложение упаковано криво и оставляет вопросы по содержанию, то с большой вероятностью сама франшиза окажется «сырой» и проблемной.
Непонятная модель привлечения клиентов
Например, из предложения о франшизе неясно, откуда будут приходить клиенты, и источников недостаточно для адекватной выручки. Если в модели указано, что клиенты приходят только через один или два канала, будь то лиды из direct или со страницы бизнеса ВКонтакте, то эта модель нежизнеспособна — у вас просто не наберется достаточно клиентов для окупаемости. Без работы с разными направлениями невозможно построить сильный бренд и добиться достаточного трафика. Исключением могут является локальные точки в ТЦ или на улицах, в которых клиенты приобретают услугу, когда проходят мимо. Но в таких местах очень дорогая аренда и сложно окупаться. Когда вы открываете подобную точку, вы должны ответить на вопрос: а если тут еще появятся две точки с подобной слугой (например с кофе), почему люди пойдут ко мне, а не в соседние?
Юр. лицо лицензиата существует на рынке менее 4 лет
Покупка франшизы, только что выпущенной на рынок, является огромным риском — и это может просто-напросто оказаться пустышкой, созданной с единственной целью обогащения лицензиата. Недолгое существование компании на рынке увеличивает вероятность проблем и неустойчивости такого бизнеса в целом.
Менее 20 действующих франшиз
Если у франшизы менее 10 действующих франчайзи, то это высокий риск для покупателя — ведь вряд ли вы захотите быть первым, кто опробует систему работы по этой франшизе. На момент покупки франшизы должно быть достаточное количество действующих (и желательно — успешно) франчайзи, чтобы можно было быть уверенным в жизнеспособности бизнес-модели.
Хорошо упакованная страница с услугой (если бизнес использует digital-рекламу).
Обратите внимание на то, насколько привлекательно бизнес представляет свой продукт. Если бы вы сами были клиентом, захотели бы вы потратить деньги на эту покупку? Если ответ отрицательный, вряд ли покупка такой франшизы принесет вам прибыль. И да, иногда по себе нужно судить тоже).
Низкая посещаемость сайта
Проверьте трафик на сайте бизнеса-франчайзера с помощью специальных бесплатных сервисов браузеров (например – https://www.similarweb.com/ru/). Если сайт, а особенно страница с продуктом, посещается всего 10 раз за день, то заявленные в оффере цифры выручки, скорее всего, не соответствуют действительности. Норма – от 60 000 в месяц. Также рекомендуется посетить оффлайн-точку и оценить количество посетителей и реальные продажи.




Занятия в мини-группах с экспертами ЕГЭ по всем школьным предметам
Узнать подробнее

Выручка компании не соответствует заявленным параметрам
Доход компании, реализующей продукт (не той, что продает франшизы), должен составлять не менее 30 млн рублей в год, а лучше от 100 млн. Ориентируйтесь на реальные показатели, а не на цифры из оффера. Допустим, франчайзер зарабатывает 30 млн рублей в год (на своем успешном бизнесе). А в бизнес моделе, вы должны зарабатывать 20 млн в год, то очувидно, что вас пытаются обмануть. Франчайзер должен много зарабатывать и показать, как он на бизнесе, бизнес-модель которого он продает, показывает х10 цифры относительно показателей бизнес модели в презентации франшизы.
Менее 20 действующих франшиз
Не стоит быть первым, кто опробует систему работы по этой франшизе, так как риск слишком велик и нет вообще никаких гарантий. При покупке франшизы должно быть как минимум 20 действующих франчайзи, чтобы можно было быть уверенным в жизнеспособности бизнес-модели.
Много отрицательных отзывов
Обратите особое внимание на отрицательные отзывы. Владельцы франшизы могут писать много хороших отзывов о своем предложении, поэтому изучение проблем, выявленных другими покупателями, поможет вам принять более обоснованное решение. Негативные отзывы — это реальный «красный флаг», поэтому следуют обратить особое внимание на те проблемы, которые в них описаны.
Негативная обратная связь от покупателей франшиз
Перед покупкой франшизы обязательно пообщайтесь напрямую с теми, кто уже приобрел ее и оценил качество бизнес-модели. Спросите их впечатления и совет — стоит ли покупать эту франшизу. В отличие от отзывов, которые могут быть «липовыми», франчайзи будут честны, особенно говоря о недостатках — ведь вы в одной лодке.
Непонятный формат договора
Обратите внимание на тип договора, который вам предлагает владелец франшизы. Это должен быть либо договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. Не соглашайтесь на договор о сотрудничестве или любой другой тип соглашения — это юридически некорректно. Проверьте, как в договоре прописана ответственность сторон и порядок оплаты роялти. Если бизнес не крупный, вряд ли он будет просить оплату в размере 20-30 тысяч в месяц.

Мы, УЦ «Годограф», как эксперты в образовательной сфере с 12-летним опытом на рынке и 7-летним опытом работы по франшизе, отлично понимаем, как должна функционировать качественная франшиза. На нашем сайте представлено…

Что самое главное в образовательном бизнесе? Образовательный бизнес можно разделить на два типа — детское и взрослое образование. Образовательных франшиз для взрослых клиентов не так много — чаще всего это…